Сухопутная «лодочка»Бросив взгляд на эти фотографии, можно подумать, что Fiat занялся не своим делом. Ведь что такое Fiat? В первую голову — производитель массовых недорогих автомобилей «для всех и каждого». А это — что за «вывихи» такие?..

Такая точка зрения вполне понятна, если закрыть глаза на то, что с незапамятных времен, а точнее — с 1922 года (модель 501S) — Fiat периодически радовал особ утонченных и со спортивными наклонностями подобными открытыми автомобилями с кузовами спай дер. Многие из этих автомобилей украшают нынче самые роскошные коллекции и, конечно, заслуживают того, чтобы в ближайшее время мы рассказали о них подробнее. А сегодня — о первом личном знакомстве с новейшим спайдером Fiat barchetta («лодочка»).

ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН, ЭТОТ СПАЙДЕР?

Прежде всего, Fiat barchetta хоть и является средством передвижения, но скорее — это средство самовыражения, и долго рассуждать о его достоинствах и недостатках с позиций «здравого смысла» — занятие нелепое. А потому поговорим лучше об особенностях и характере «лодочки».

Этот двухместный автомобиль называют «спортивным», причем термин этот вовсе не означает, что машина специально подготовлена для участия в ралли или гонках. Это — стиль. Но стиль, проявившийся не только в дизайне кузова и интерьера, но и почти во всех технических и эргономических аспектах: речь идет о посадке водителя, руле и рулевом управлении, реакциях машины на управляющие действия, работе коробки передач, жесткости подвесок, характеристиках мотора и его шумности…

О дизайне вряд ли можно сказать более красноречиво, чем это сделают фотографии: Fiat barcheJta настолько выбивается за рамки наших «усредненных» представлений, что оценка внешности потребует либо серьезного исторического экскурса, либо останется делом сугубо личным. В подтверждение этих слов — один пример.

Сухопутная «лодочка»Чтобы более-менее безопасно посвистеть колесами в поворотах, я попросил у организаторов теста разрешения отклониться от предложенного маршрута и забраться куда-нибудь в горы. Мне повезло вдвойне. Во-первых, отдали автомобиль, выдали подробную карту Испании и отправили на все четыре стороны, а во-вторых, компанию мне составил фиатовский инженер, который в команде («творческом коллективе»), разрабатывавшей этот автомобиль, отвечал за проведение испытаний, в том числе и дорожных.

Было тепло и солнечно — и мы сложили маленькую крышу в задний отсек. Во время поездки мой сосед опустил правое стекло, положил руку снаружи на дверь и сказал: «Дизайнеры считают, что машина должна восприниматься как женщина, и они посоветовали мне для обострения этого чувства иногда гладить ее». Скорее из вежливости я тоже опустил свое стекло, тоже положил руку на изгиб дверцы. И тут же поймал себя на мысли, что прилива нежности не почувствовал: похоже, у нас с этим итальянцем разные сексуальные стереотипы… Да и ритм езды был таким, что я все же предпочитал обе руки держать на руле.

О ТЕХНИКЕ

В качестве «печки» при создании этого спайдера выступил Fiat Punto. Но в процессе разработки и доводки пришлось вносить столько конструктивных изменений, что утверждать, что Fiat barchetta построен на платформе Punto можно лишь с сильной натяжкой (даже колесная база изменилась!), хотя ключевые решения остались теми же.

Сухопутная «лодочка»Fiat barchetta оснащен абсолютно новым двигателем. Это 4-цилиндровый 16-кла-панный 1747-кубовый мотор, развивающий при 6300 об/мин 130 л.с. Самая любопытная деталь — это система изменения фаз работы впускных клапанов в зависимости от режима работы мотора. В итоге, в диапазоне от двух до шести тысяч оборотов в минуту крутящий момент не опускается ниже 90% от максимального значения (164 Нм при 4300 об/мин).

В соответствии со спортивной концепцией изменились некоторые элементы и, естественно, характеристики подвесок и рулевого управления.

Дисковые тормоза — на всех четырех колесах (АБС — по заказу), причем для лучшей стабильности в поворотах для задних тормозов введен дополнительный регулятор тормозных усилий, учитывающий распределение нагрузок между левым и правым колесами.

В трансмиссии, помимо изменения передаточных чисел, крепко доработали и механизм переключения передач: перемещения рычага стали очень короткими, ход жесткий, а избирательность и четкость включения показались мне безупречными. Приводы от коробки к передним колесам — одинаковой длины и массы, что исключает неожиданные отклонения влево-вправо при резком разгоне и делает использование газа для контроля траектории более прогнозируемым.

Теперь остается одеть на голову заботливо предложенную организаторами кожаную шапочку, напоминающую подшлемник, — и усесться на водительское место.

ИЗЫСКАННЫЙ АСКЕТИЗМ

Сухопутная «лодочка»Первый сюрприз — дверная ручка. Сначала нажимаешь на кнопочку — и из двери высовывается узкая металлическая рукоятка. Тянешь за нее — и дверь открывается. Такое я уже встречал, правда, только в автомобильных музеях.

Сухопутная «лодочка»Усаживаюсь на по-спортивному тесное сиденье с сильноразвитой боковой поддержкой. Механических регулировок две — продольного положения и угла наклона спинки. Трехспицевый руль с зашитой подушкой безопасности почти такой же, как в Fiat Coupe, но меньше диаметром. Необычно расположены круглые приборы, но еще более непривычны шкалы на белом фоне. В центре неудобно маленький тахометр, а его шкала организована так, что если стрелка «смотрит» вертикально вверх, то это соответствует почти предельным 6,5 тысячам оборотов. В том же непривычном стиле — спидометр. Там, где мы привыкли видеть «0» (начало шкалы), здесь уже 70 км/ч, а в верхнем вертикальном положении стрелка оказывается между 160 и 180 км/ч…

Педали сцепления и тормоза внешне обычные, а вот педаль газа — это усыпанная высверленными дырочками металлическая пластинка. Очень серьезный намек…

Пристегиваюсь ремнем. Зажигание. Стартер. Мотор хорошенько р-р-рявкнул, обозначив готовность к бою и то, что над акустической настройкой системы выхлопа тщательно поработали: все не настолько громко, чтобы раздражать добропорядочных горожан; но и водитель уже не забудет: это — не простой «фиатик»!

Кладу правую руку на обшитый кожей набалдашник короткого рычага передач. Небольшое, но требующее
заметного усилия перемещение рычага влево и вперед. Первая. Сбрасываю сцепление и обнаруживаю, что рабочий ход его очень короток. Чуть не заглох. Что ж, все в рамках спортивного жанра. Погнали!

Пока выбирался за город, то наблюдал не столько за дорогой и машиной, сколько за теми, кто, глядя на тебя, выворачивает шею. Приятно…

Сухопутная «лодочка»А вот за городом быстро убедился: машина действительно со спортивным норовом. Она жесткая, ее реакции остры, причем отчасти именно по этим причинам удовольствие от «спортивной езды» начинаешь получать при гораздо меньших, чем на обычном автомобиле, скоростях.

Вот длинный прямик с приличным (но не идеальным) покрытием. Будь я на обычной легковой машине, даже малого класса, то утопил бы газ в пол — и ехал бы без особого напряжения, придерживая руль. Здесь этот номер не пройдет. Уже при скорости 150—160 км/ч вы вцепитесь в руль двумя руками и вопьетесь глазами в дорогу, иначе нельзя.

Подвеска добросовестно передает все дорожные неровности на кузов, достается и водителю. Эти же неровности жесткими рывками откликаются на руле, непроизвольно вызывая опасения, что в один прекрасный момент «бублик» просто вырвется из рук.

Когда ход под 200, то уже начинаешь радоваться, что 200 — это предел. Потому что напряжение действительно спортивное!

Не заскучаешь и в поворотах. Во-первых, еще до достижения предела по сцепным свойствам относительно мощных для такой машины шин (195/55 R15), вы почувствуете себя гонщиком уже потому, что на малейшие отклонения руля Fiat barchetta реагирует весьма остро, и при этом дорожные неровности передаются на руль с двойной силой. В общем, крепче за баранку держись, шофер! А дальше, с увеличением скорости, начинаются и более веселые вещи. При своей очень хорошей для переднеприводного автомобиля развесовке (65% веса приходится на переднюю ось), характеристики поворачиваемости настроены так, что еще при более-менее надежном сцеплении с дорогой передних колес начинается незначительное скольжение задней оси. То есть машина проявляет «мягкую» избыточную поворачиваемость. Занос развивается нерезко, он не застает врасплох, не требует глубокой коррекции рулем, но приятно щекочет нервы. При этом, опять же, бросив взгляд на спидометр, вы с удивлением обнаружите, что скорость прохождения и не такая уж высокая. Зато ощущения…

Хорошо ли это? Если помнить о главной концепции автомобиля — то, бесспорно, да! Ведь с одной стороны, Fiat barchetta доставляет немало удовольствия водителям спортивной ориентации, а с другой — достигает этого при относительно низких, не самых опасных скоростях. Отличный компромисс!

Теперь о грустном. Рассуждать всерьез о «российской» судьбе этой машины смысла нет, и тут все доводы лежат на поверхности… А вот тех одержимых, кто захочет иметь такой автомобиль в своей коллекции, могу обрадовать: без учета «растаможки» Fiat barchetta будет стоить около 20000 долларов. Для подобных машин — это немного. Плюс к тому, есть все предпосылки, что лет этак через двадцать—тридцать Fiat barchetta, как уже не раз бывало со спортивными машинами, превратится в коллекционную редкость. А вот тогда и цена, и гордость владельца поднимутся до заоблачных высот…