Содержание статьи

Крошка сын к отцу пришел...Сколько воды с тех пор утекло, когда наших экспертов на испытаниях покорил прекрасной эргономикой рабочего места водителя, очаровал отменной управляемостью и впечатляющими динамическими параметрами Peugeot 405, даже неадаптированный к российским условиям эксплуатации. Давно уже появилась адаптированная для эксплуатации в России модификация, а количество продаж этой машины у нас исчисляется теперь уже не единицами и не десятками. Наконец, сам автомобиль… уже снят с производства во Франции, а на смену ему пришла модель 406.

Казалось бы, чего же боле? — Все верно. Но нам непременно хотелось поставить рядом два этих автомобиля — старый и новый, вновь воскресить в памяти впечатления того далекого теста Peugeot 405, еще раз проверить в деле 406-ю модель и ответить на главный вопрос: какие преимущества (а может, недостатки?) несет покупателям новый Peugeot в сравнении со своим неординарным предшественником?

Сразу же ответим на возможные возражения: чего, мол, сравнивать разные поколения машин, между которыми пролегло семь лет развития автоиндустрии, и без того ясно, что новая модель должна быть на голову выше. Все так, спору нет. Однако есть и другая сторона вопроса. Надо ли, к примеру, отказываться сейчас от покупки Peugeot 405 (автомобиль еще будет производиться за пределами Франции) в пользу новой модели? Стоит ли нынешним владельцам Peugeot 405 спешить с заменой машины на новую? Есть ли смысл гнать из-за границы морально устаревший, но с небольшим пробегом 405-й? Но в первую очередь нам хотелось еще раз переосмыслить мерками сегодняшнего дня технический и эстетический уровень старой машины, сравнить ее с новой моделью.

СНАРУЖИ

Peugeot 405 в свое время стал носителем передового дизайна. В силуэте машины присутствовали линии, создававшие своеобразие, неповторимость. Автомобиль сочетал красоту с элегантностью, французский шарм с мужественной боевитостью и напористостью.

А что же новенький?

Такое впечатление, что у Peugeot на сей раз родилась… девочка. Необычайной красоты, как говорил Высоцкий о цветах. Действительно — это восхитительный цветок, но не с нейтральной полосы, а из оранжереи, любовно ухоженный и выпестованный до совершенства.

Описывать интересные элементы стайлинга трудно, ибо эмоций здесь больше, чем нужных слов. Но все же, как нам показалось, главное в следующем: воплотив в металле современную идею «округлой обтекаемости», новый автомобиль Peugeot не превратился в очередной «обмылок», в нем сохранились элегантные и стремительные линии, отражающие все своеобразие марки Peugeot. Так что по части «узнаваемости» обе машины просто хороши.

Автомобильные дизайнеры всего мира подбираются к некоему оптимуму, сочетающему моду, эстетику и рациональность в такой степени, что серьезные отклонения просто невозможны — получится выродок. На этом фоне особо радует, что в узком диапазоне возможных вариаций стилисты Peugeot нашли свой тонкий путь, не переступив ни одной грани.

ВНУТРИ

Крошка сын к отцу пришел...Салон 406-ш производит впечатление более просторного. И это не визуальный обман, вызванный светло-бежевой гаммой интерьера нашего подопечного (при густом зеленом «колере» кузова — красота!). Например, задние пассажиры (пассажирки) «получили санкцию» быть более длинноногими и не упираться при этом коленями в спинки передних сидений. Но трое взрослых людей на заднем сиденье особого комфорта по-прежнему не ощущают: крайние пассажиры контактируют головой с сильно заваленными внутрь задними стойками крыши. Да и в плечах тесновато. В свою очередь, «средний» пассажир испытывает неудобство из-за мощного тоннеля в центре и расположенного на нем между передними сиденьями вещевого ящика. Ему просто некуда поставить свои ноги — не помещаются! Поэтому ступни (особенно людям высокого роста) приходится буквально «завинчивать», чтобы хоть как-то усесться. Итак, дюйм сзади явно лучше, чем прежде, а вот втроем здесь по-прежнему тесно.

Передний пассажир, равно как и водитель, окажись он ростом выше среднего, пожалуется на недостаток высоты салона новой машины. Частично это можно списать на наличие сдвижного люка в крыше (наш Peugeot 406 «наворочен по максимуму»), но, вероятно, и без люка было бы впритык.

Крошка сын к отцу пришел...Теперь самое главное — место водителя. Начнем с двери. Угол открывания — ни в сказке сказать, ни пером описать! Если открыть настежь, то на переднее сиденье можно и телевизор грузить. Но! Попробуйте-ка закрыть изнутри полностью открытую дверь. Не тут-то было! Даже высокорослому человеку придется наполовину вылезти из салона — таково расположение рукоятки, да и сама она не очень-то удобна. В защиту можно сказать, что редко, когда приходилось открывать дверь «на всю Ивановскую». А вот в Peugeot 405 этот вопрос вообще не возникал.

Благодаря широким диапазонам регулировки спинки, подушки и подпора в поясничной области посадка водителя в Peugeot 406 достигается практически идеальная. Чего нельзя сказать о предшественнике: в нем сидеть весьма удобно, но досаждает малый зазор между подушкой сиденья и «баранкой». В результате при переносе ноги с педали на педаль высокому водителю не избежать контакта колена с рулевым колесом. Кроме того, не хватает диапазона регулировки продольного перемещения сиденья. Скорей всего, возможность «отъехать» дальше сняла бы (по* крайней мере, щщ высоких людей) и первую проблему.

Крошка сын к отцу пришел...Основные органы управления — руль, рычаг КПП и педали — на обеих машинах одинаково хороши. Приборная информация также достойна похвалы и отличается простотой и четкостью — без лишних выкрутасов и новомодных штучек.

Внешняя информация — то бишь обзорность — на обоих автомобилях вполне приемлема. На «пятой» даже лучше. Передняя обзорность на Peugeot 406 проигрывает, во-первых, из-за формы передних стоек — их расположение в «неудобной» зоне обусловлено общим дизайном кузова, а большое поперечное сечение — требованиями пассивной безопасности (испытать уровень последней, нам, слава Богу, не пришлось, чего и вам желаем). Во-вторых, мешается нависшая, словно тяжелые брови, кромка лобового стекла вместе с низкорасположенными противосолнечными козырьками. Надо признать, в дальней дороге это слегка мешает.

Обзорность назад — через зеркала заднего вида — в обоих случаях на высоком уровне, но при движении задним ходом вновь выигрывает 405-й: проделывать эту процедуру на нем значительно проще и безопаснее. На Peugeot 406 труднее «сдавать» в гараж или просто двигаться в узком пространстве — габариты чувствуются хуже.

Что касается микроклимата, то здесь на голову впереди Peugeot 406. Но это прежде всего связано с уровнем комплектации — здесь есть кондиционер. Более того, от управления кондиционером на зеленом Peugeot получаешь истинное наслаждение: вся информация выводится на дисплей, есть и режим автоматического поддержания заданной температуры, что часто называют «климат-контролем».
Наконец, насмотревшись, натрогавшись и нанажимавшись, попробуем автомобиль в качестве средства передвижения.

В ДВИЖЕНИИ

Крошка сын к отцу пришел...Говорить о разгонной динамике вряд ли имеет смысл, ведь автомобили были в различных комплектациях. И никого не удивит, что более мощный 2-литровый мотор на Peugeot 406 обеспечил новичку явные преимущества перед 1,9-литровым «разжатым» (для российского бензина) мотором на Peugeot 405. Вместе с тем, запаса мощности и величины крутящего момента на «пятом» в большинстве случаев вполне хватает, причем использование запаса мощности никаких проблем не вызывает.

А вот на 406-м проблемы появились. Почему? Из-за неверного подбора передаточных чисел КПП. Двигатель словно «задушили» на низких оборотах. Поэтому, если хочешь ехать динамично, приходится «крутить» мотор на каждой передаче не менее чем до 4000—4500 об/мин. Согласитесь, не очень удобно. Но это — не промах конструкторов. Разработчики поставлены ныне в очень жесткие рамки всякими «экологическими» законами, требующими обеспечить определенный уровень токсичности отработавших газов. (Мы уже писали, что эти передаточные числа — для французского рынка, а в Россию, скорей всего, будет поступать машина с более «короткими» передачами.)

Не остались мы в восторге и от нового привода сцепления. Ход педали сцепления сильно увеличился, стал «по-бэ-эм-вэшному» длинным. Вероятно, поскольку улучшилась информативность привода, появилась возможность более тонко контролировать момент включения сцепления, однако по сумме впечатлений больше понравилась работа сцепления Peugeot 405.

Крошка сын к отцу пришел...Тормозные свойства мы посчитали хорошими на обеих машинах. Не последнюю роль здесь, конечно, играют шины. Но дело в том, что шины Michelin MXV2 (ими укомплектован наш Peugeot 405) имеют скорее универсальный, чем дорожный рисунок протектора. При этом шины Michelin Pilot НХ, в которые был обут 406-й, предназначены для сухого и мокрого асфальта, но уж никак не для наших зимних дорог со снегом, грязью и т. д. И когда нам все же удалось найти чистый и ровный асфальт, то предпочтение мы тут же отдали модели 406. Но только за счет шин! Поскольку по эффективности, удобству пользования и точности выбора замедления 406-й скорее проиграл, чем выиграл. Уж больно нежна педаль — она требует более тонкой, точной работы. Хотя в качестве «компенсации» на Peugeot 406 имелась АБС.

Управляемость 405-й машины в свое время мы оценили как близкую к идеальной. Так оно в общем-то и есть. Необходимая степень недостаточной поворачиваемости обеспечивает надежный запас курсовой устойчивости в поворотах. Умеренная чувствительность в сочетании с минимумом запаздываний в реакциях на действия водителя делает управление удобным, а автомобиль послушным. Но главное — великолепное реактивное действие рулевого управления, информирующее водителя о малейших нюансах поведения автомобиля и позволяющее идеально его контролировать.

Новый автомобиль принес и новый характер управляемости. Эластокинематика новой задней многорычажной подвески, где, кстати, теперь в качестве упругих элементов применены пружины, а не торсионы, добавила шарма поведению автомобиля в поворотах. Рулевое управление стало немного «тупее», ленивее, но за счет работы задней подвески с ростом боковой силы уменьшается недостаточная повора-чиваемость, позволяя автомобилю «не упираться» при входе в поворот, а легко туда заныривать. Одновременно с этим посредством кинематических связей в подвеске углы установки колес регулируются так, что склонность к заносу задней оси в «допредельных» режимах не проявилась. Великолепно.

Правда, есть одно «но». В погоне за снижением усилия на рулевом колесе в «спокойных» режимах движения разработчики увеличили интенсивность работы гидроусилителя при малых оборотах двигателя, а потому снизилось реактивное действие рулевого управления, пропала обратная связь. В результате, в глубоких поворотах (при повороте «баранки» на 45—65 градусов) слитности водителя с автомобилем уже нет, уверенность в управлении автомобилем снижается, возрастает напряжение. А вот на высокой скорости, при высоких оборотах мотора проявилась своеобразная «околонулевая» зона, охраняемая хорошим нарастанием усилия при выводе руля из нейтрального положения. Это позволяет водителю легко контролировать автомобиль в пологих «ходовых» поворотах. Но это уже скорее «автобанные» режимы движения. А на наших реальных дорогах в некоторых случаях можно отдать предпочтение модели 405.

Плавность хода. Здесь надо учитывать, что Peugeot 405 прошел адаптацию к российским условиям эксплуатации. Как следствие, подвеска стала более энергоемкой и, одновременно, заметно жестче. Мы туг же вспомнили, что наш первый, стародавний знакомый из того далекого теста еще не был адаптирован, и плавность хода у него была куда лучше. Сегодня же 405-й дословно повторяет все пологие волны асфальта, передавая большие вертикальные ускорения пассажирам и более жестко отзываясь на стыки и выбоины дороги.

Peugeot 406 по плавности хода гораздо лучше, но прежде всего это проявляется на незначительных дорожных дефектах — швы и стыки «проглатываются» практически безболезненно. А вот серьезные «болячки» на асфальте настораживают водителя больше чем прежде, и последний всеми силами стремится увернуться от них.

И по шумности Peugeot 405 остался далеко позади. Первое, что бросается в глаза, простите, в уши, при посадке в Peugeot 406 — это почти полное «отсутствие» двигателя. Его звук появляется лишь на форсированных режимах движения. Зато поют свою нескончаемую заунывную песню мощные шины, меняя тональность в зависимости от покрытия. В 405-м наоборот: при любом режиме движения, на любой скорости звук двигателя превалирует. Вскоре это начинает утомлять.

Еще раз оговоримся, что этот тест не должен был дать ответ на вопрос, что лучше. Разница в возрасте, безусловно, накладывает свой отпечаток: «старенький» Peugeot 405 не может претендовать на пальму первенства по целому ряду вопросов. Но очень важно то, что при этом он по-прежнему остается неординарным автомобилем на фоне огромной массы своих современников. Это большой плюс.

А вот что можно бросить в копилку новой машины. Peugeot 406 стал значительно комфортнее за счет снижения шумности и вибронагружен-ности. Сделан шаг вперед и в организации рабочего места водителя, хотя те, кто раньше был близко знаком с Peugeot 405, почувствуют себя в новом автомобиле как «в своей тарелке» — преемственность налицо.

Впрочем, к этому вопросу надо будет еще раз вернуться после того, как в Россию поступят первые адаптированные версии Peugeot 406, благо ждать осталось недолго. А пока там, где адаптированный Peugeot 405 «прет как танк», не заставляя водителя излишне щепетильно выбирать ровную дорогу, Peugeot 406 издает душераздирающие звуки из-за скребущих по порогам и днищу снежных комьев, становится беспомощным в глубокой колее.

И еще один неприятный сюрприз: разворачиваясь на Peugeot 406 в 15-градусный мороз, водитель едва-едва задел нарядным бампером-спойлером снежный сугроб на обочине, и спойлер… треснул. Что ж, маневрировать, конечно, надо аккуратней, но и от спойлера такой хрупкости мы никак не ожидали. Опять же: ждем адаптированный Peugeot 406!