Сто лет со счетчиком1996 год оказался богатым на столетние юбилеи: 100 лет первому российскому автомобилю, 100 лет автомобильной промышленности США, 100 лет грузовику, 100 лет английской фирме Daimler… В славный ряд автомобильных юбилеев можно смело поставить и другое событие: ровно 100 лет назад появился первый таксомотор. Им стал автомобиль Victoria компании Daimler-Motoren-Gesellschaft.

Кого сегодня удивишь таксомотором? Черный низ белый верх, белый низ черный верх, с «шашечками» и без, размерами поменьше или побольше. В одной только Германии их насчитывается 55 тысяч, а всего в Западной Европе бегает около 350 тысяч автомобилей-такси. Нынче никто не вспоминает, что сто лет назад был всего лишь. . . один такой автомобиль.

DAIMLER ХОРОШО, A BENZ ЛУЧШЕ

Сто лет со счетчиком Mercedes 260D был оснащен вот таким механическим счетчиком 26 июня 1896 года в книге заказов фирмы Daimler-Motoren-Gesellschaft появилась заявка за номером 1329 на автомобиль Victoria, оборудованный таксометром.

Машину пожелал приобрести Фридрих Август Грайнер, владелец пролеточной компании в Штутгарте. Грайнер быстренько основал фирму Daimler-Motorwagen-Kutscherei (прочитайте-ка внимательно слово Kutscherei: заметили корень «кучер»?) и с 1897 года начал перевозки пассажиров на первом в мире безлошадном такси.

Свои автомобили он держал в гараже «Nummer 00» (номер 00) на улице Тюр-лен (сейчас там находится одно из отделений компании Mercedes-Benz). курент приобрел автомобиль, организовал в том же 1896 году в Мангейме фирму Benz Cie. Он избрал для работы в своем гараже автомобили марки Benz Дитц считал их более надежными. Однако таксомоторы Daimler оказались популярнее штутгартская компания Грайнера была более гибкой и быстрее пересела с кэбов на автомобили.

Сто лет со счетчикомПопулярность таксомоторов росла как грибы после дождя, хотя внешне первые машины не сильно отличались от пролеток. Двухцилиндровый мотор располагался между задними колесами, там же устанавливался топливный бак, максимальная скорость не превышала 18 км/ч.

Картина начала меняться лишь в 1901 году с появлением модели Mercedes 35PS с передним расположением двигателя, задними ведущими колесами, «нормальной» рулевой колонкой и механической коробкой передач. Но безлошадные такси оказались не всем по душе. Особо отчаянные головы вели с таксистами настоящую войну у таксистов проблемы с новой техникой возникали куда реже, чем конфликты с извозчиками.

Больше всех в этом деле отличился некий Густав Хартман, получивший прозвище Железный Густав. Он всю жизнь проработал извозчиком и так ненавидел таксистов, что в знак протеста отправился в 1928 году верхом из Берлина в Париж. Говорят, Железный Густав был одним из последних извозчиков в Германии и стал символом эры кэбов.

ТАКСИ ПЕРЕЖИВАЕТ БУМ

Вскоре популярность таксомоторов переросла в настоящий бум. Не в последнюю очередь он был вызван появлением многих фирм, специализировавшихся на изготовлении автомобилей-такси. Но свои коррективы быстренько внес мировой экономический кризис живыми из него вышли лишь несколько фирм. В конце двадцатых таксисты удостоились рабочего места под одной крышей со своими пассажирами им теперь не приходилось сидеть под брезентовым тентом на вынесенном за кабину сиденье.

Но все же таксистов отделили от пассажиров глухой перегородкой. Поначалу перегородка служила правилам приличия (незачем водителю знать то, о чем беседуют клиенты!), а позже эта же тоненькая стенка стала служить. . . защитой самого водителя от посягательств нечистых на руку людей.

Сто лет со счетчикомВ начале 30-х годов в Германии автомобили Mercedes оставались одними из самых популярных у владельцев такси. Они поставлялись с двумя вариантами колесной базы (2810 мм и 3080 мм) и бензиновыми двигателями объемом 2 и 2,6 литра.

Кроме обычных машин предлагались лимузины, ландо и кабриолеты. Настоящий переворот в жизни таксомоторов случился в 1936 году с появлением легковых автомобилей Mercedes с дизельными двигателями. Не сильно изменилась картина и сегодня. Если вы окажетесь на родине такси, то скорее всего к вам подкатит кремовый автомобиль с трехлучевой звездой на капоте: в Германии парк таксомоторов на 70% укомплектован автомобилями Mercedes.

Все чаще на дорогах встречаются новые глазастые Мерседесы-такси, оснащенные дизельными моторами. К столетию такси компания Mercedes-Benz предложила к продаже даже свои минивэны V-класса, переоборудованные под таксомоторы.