Под колпаком у «Навигатора»

Под колпаком у «Навигатора»Кто-то в редакции бросил мысль, что неплохо было бы поведать, как в реальности работают навигационные системы —ведь теоретических материалов печаталось предостаточно, а вот пощупать руками подобную технику как-то не приходилось.
После не долгих обсуждений точку поставил главный редактор: испытать! Отлично, вот только в России ничего подобного нет: не работают новоиспеченные системы на одной шестой части суши, не обучены! Оставалось одно —паковать чемоданы и отправляться в Европу. Например, в Германию, на фирму Opel — потому что новый Opel Vectra оснащается навигационной системой.

Через пару дней мы уже мчались по немецким землям в направлении Франкфурта-на-Майне —недалеко от которого приютился небольшой городок Рюссельхайм, где находятся штаб-квартира и основное производство компании Adam Opel AG.
Вконец устав плутать в опускающихся на пригород Рюссельхайма сумерках, мы свернули на тихую улочку — под стрелку с уютной надписью «Отель». Отель действительно нашелся, но никаких признаков жизни не подавал. Звенящая тишина, висевшая над маленькой гостиницей, нас, однако, не остановила, а нажатая кнопка звонка, похоже, всколыхнула сонное царство внутри дома.

Минут эдак через пять (мы уже было решили, что над нами издеваются) дверь отворилась, и на каменном пороге нарисовался заспанный дядька с босыми ногами и в длинном махровом халате на голое тело. Постеснявшись задать этой колоритной фигуре интересующий нас вопрос в лоб, мы для начала осведомились о наличии мест в отеле. Проблемы со свободными номерами не было. Мало того, жена хозяина гостиницы оказалась русской. Тут же завязался разговор. Обсудив политическую ситуацию в Европе, проблемы детей эмигрантов, рассмотрев фотографии Пугачевой, Газманова и прочих наших знаменитостей, гостивших в этом семейном отеле, и подергав за латы стоящего в холле средневекового рыцаря, мы наконец-то выяснили, как нам проехать на Opel.

Минут через пятнадцать мы уже мчались по Адам-Опель-штрассе, предвкушая прелесть езды по незнакомым городам с навигационной системой, и вскоре были у цели нашего путешествия. После этих «гостиничных» впечатлений нас особо порадовало, что, несмотря на поздний час, жизнь в штаб-квартире компании Adam Opel AG бьет ключом.

ПРИШЕЛ. УВИДЕЛ. ЗАБРАЛ

«Ваша машина вон та, тем-но-синяя», — молвили местные «вохровцы», снабдив нас подозрительного вида листком-доверенностью и указав на дальний угол здоровенной стоянки. Ни ключей, ни документов, ни мало-мальски приличного инструктажа или хотя бы предостережений.
Подходим к машине. Ключи — в замке зажигания, все документы — в «бардачке», полный бак бензина. Все в порядке, вот только машина не та — номера-то другие, с бумагой не сходятся!

ЧПод колпаком у «Навигатора»ерез ряды «Омег», «Фронтер», новеньких «Вектр» и маленьких «Тигр» отправляемся на поиски своей машины. Ага, вот она! И цвет повеселее — светло-салатовый, и ключи с документами опять же на месте, и «черный ящик» с навигационной системой в багажнике имеется. На душе повеселело.

Одновременно замечаем, что и охранники, наблюдая из своей будки за нашими загадочными перемещениями по стоянке, оживились (кто ж знает, чего от этих русских можно ждать?). Ну а когда, возбудив 2-литровый мотор уже действительно нашей салатовой машины, мы подкатили к выходу, шлагбаум был уже закрыт, а навстречу нам высыпал недовольный народ. Конфуза не случилось, поскольку, тыркнув пальцем в номера на бумажке и на нашем автомобиле, мы вновь привели охрану в доброе предрождественское расположение духа.

На этом приключения, однако, не закончились. Не успели мы отъехать от ворот завода, как обнаружили всякое отсутствие инструкции по пользованию навигацией. Ситуация усугублялась тем, что немецкого никто из нас не знает. У немцев в будке, похоже, была та же проблема, но с английским. Возвращаться за помощью в отель с босоногим дядькой показалось верхом наглости. А потому, собрав волю в кулак, обращаемся все к той же охране на «родном» английском, вставляя невпопад все знакомые немецкие слова и сдабривая этот винегрет энергичными жестами.

И был получен приблизительно такой ответ: машину на тест сами заказывали, значит, должны знать, как с нею управляться, а мы в этих компьютерах ни бельмеса не понимаем. Дабы не прослыть у добропорядочных немцев полными идиотами, и проклиная свою предновогоднюю затею с испытанием навигационной системы, а заодно и нашего шефа, решили отъехать отсюда в какой-нибудь тихий переулочек, припарковаться и попытаться разобраться с этой штукой самим — что называется, «методом научного тыка».

КАК ЭТО УСТРОЕНО

Под колпаком у «Навигатора»«Метод», надо сказать, работал слишком медленно, зато безотказно. «Перетыкали» все имеющиеся кнопки на панели приборов и не получили никакого эффекта. Елки-палки, надо же двигатель завести! Повторяем операцию с урчащим мотором и — о, чудо! — вместо «картинки» обычного бортового дисплея вдруг загорелась заставка навигационной системы. Еще минут через двадцать мы выяснили все «от» и «до». После чего рванули в отель (тот самый, с дядькой), а на следующее утро готовы были двинуться в путь.

Опелевская навигационная система называется Сапп. Те, кому скучно читать об ее устройстве, могут пропустить десяток абзацев и перейти к «практической части».
Итак, система управляется одной-единственной ручкой, расположенной на центральной консоли, справа от магнитолы. Ручка может вращаться (как регулятор громкости на магнитоле) и может быть нажата.

После того, как при работающем двигателе (или при включенном зажигании) вы нажали на нее, на дисплее бортового компьютера высвечивается приглашение в навигационную систему. После этого на экране появляется главное меню. На главном меню отображается местоположение машины , текущие дата и время. Значок D в правом верхнем углу означает, что мы находимся в Германии.

Само меню состоит из пяти пунктов, и первым делом надо выбрать пункт Settings («Настройка»). Для этого вращаем ручку, а когда светящийся курсор (красный прямоугольник) попадет на Settings, нажимаем ручку.

Попадаем в новое меню, в котором можно выбрать:
— язык общения;
— громкость;
— выбор дороги;
— установку даты и времени;
— систему измерений;
— систему диагностики;
— отображаемые функции;

Начнем с языка общения: система знает пять языков — немецкий, английский, итальянский, французский и испанский. Чтобы выбрать язык, крутим ручку, а когда курсор высвечивает English, нажимаем ее.

Вновь крутим ручку, и курсор перемещается из подпункта «языки» на подпункт Route — «выбор дороги». После ввода этого пункта на экране появляется «подменю» с четырьмя вариантами пути следования к назначенной цели: с минимальной затратой времени, с минимальным километражом, с максимальным использованием автобанов и с минимальным их использованием. Как видно по красному курсору на рис. 2, мы выбрали последнее.

Следующий подпункт — «громкость голоса», здесь все понятно.
Кроме того, есть установка даты и времени (они уже были установлены), выбор системы измерения (метрическая, дюймовая), система диагностики (туда не лазили от греха подальше). Наконец, последний подпункт — это выбор тех функций, которые будут выполняться системой. Мы выбрали все шесть:
— голосовое сопровождение;
— стрелка, указывающая направление к нашей цели (компас);
— расстояние до цели;
— текущая позиция автомобиля;
— повороты дороги;
— альтернативные дороги.

Под колпаком у «Навигатора»Здесь нужны пояснения. Большая стрелка-компас показывает кратчайшее направление к цели — то есть то, по которому мы полетели бы к ней, предположим, на вертолете. Расстояние до цели тем временем указывается по проложенному по конкретным дорогам маршруту. Текущая позиция автомобиля отображается на карте маленькой стрелкой в черном кружке. Альтернативные дороги — прочие дороги, не входящие в число дорог нашего маршрута.

Наконец, все настройки завершены, и мы выходим из пункта «настройка».

Есть другой интересный пункт главного меню — Саг position («местоположение автомобиля»). При его выборе на экране появляется карта местности со стрелкой (из подпункта «текущая позиция автомобиля»), и указывается положение машины и направление ее движения. Масштаб карты (рис. 3) можно изменять в пределах от 100 метров до 100 км в одном сантиметре — в зависимости от того, хотите ли увидеть пол-Германии или вам нужно рассмотреть два ближайших квартала.

Еще один пункт главного меню — Destination Input («место назначения»). Можно буквально ткнуть пальцем в карту (опять же, перемещая курсор сначала по «широте», а потом по «долготе» экрана-карты), а можно задать город, улицу, название отеля, ресторана или крупной фирмы из базы данных системы.

Принцип выбора места назначения - вводя с помощью курсора буквы латинского алфавита, мы набрали город Кобленц (Koblenz). Можно вызвать на экран и покопаться в списке всех имеющихся в памяти компьютера улиц, культурных заведений, заправочных станций, автосервисов и так далее. Поскольку в Кобленце никто из нас никогда не бывал, то не было особого смысла выбирать конкретное место. Мы ограничились просто названием города.

Вновь входим в главное меню. Выбираем пункт Guidance («Руководство»). По сути, после этого система и приступает к работе. На экране появляется карта с проложенным на ней маршрутом белого цвета. Синие квадраты — обозначение основных магистралей, черные слова — названия городов. Карта очень мелкая, и даже слову Рюссельхайм здесь не нашлось места. Видите черный кружочек со стрелкой внутри? Это наш автомобиль! Стрелка в кружке (из подпункта «текущая позиция автомобиля») указывает направление движения машины — в данном случае мы удаляемся от цели поездки.

«Укрупняем» в два раза масштаб. Уже более отчетливо видна синяя ленточка Рейна, коричневое пятно Франкфурта, но Рюссельхайм по-прежнему не указан. Делаем масштаб значительно крупнее. Ага, вот и Рюссельхайм появился, а вместе с ним и Рейн стал пожирнее. Хорошо видно, что мы находимся около железной дороги, а по ту сторону Рейна проложена еще одна «железка». Согласно нашему маршруту, мы должны пересечь железную дорогу по мосту и выйти на трассу номер 43.

Еще крупнее. Фантастика! Появились городские кварталы, названия улиц, указатели ресторанов и кафе (классические нож с вилкой), стоянки. Синенький завод чуть южнее нашего автомобиля — как раз Adam Opel AG.
Восторгу нет предела! На наших лицах было столько радости, словно добрый Санта Клаус отвалил каждому из нас под Рождество по «глазастому Мерсу» и открыл счет в швейцарском банке. Состояние эйфории прервал самый старший из нас — рассудительный Александр Диваков: «Спокойно, ребята, это они у себя дома каждую улицу знают. Вот сейчас мы ка-ак поедем, да ка-ак плутанем с этой штуковиной! Кто за руль?»

Ищи дураков, Александр Николаевич! «Баранка» от Москвы до Рейна уже в печенках сидит, и каждому охота покрутить волшебную ручку. В конце концов запихиваем на водительское место самого Дивакова и отправляемся на поиски приключений.

ПОЕХАЛИ!

Укрупняем карту до предела (100 м в одном сантиметре) и отчаливаем. Не успел наш Opel проехать и двухсот метров, как на экране появилась команда «Поворот направо» , продублированная на весь салон электронным голосом по-английски. Мы от неожиданности чуть дар речи не потеряли. Заработало!
Контурная стрелка обозначает наше движение, а белая — маневр (в данном случае поворот на 90 градусов направо). В левом верхнем углу отображается расстояние до маневра — 150 метров. Внизу есть название улицы, по который мы едем (Дармштадер-штрассе, Рюссельхайм). В правом верхнем углу
— расстояние до цели (95 км — до Кобленца) и направление на Кобленц. Эта стрелка при любом положении машины показывает направление к цели.

Внизу — маленькое меню из трех пунктов. Main — выход в главное меню. Значок громкоговорителя — можно отключить голосовое сопровождение. Мар — «карта». При выборе «карты» на экране вновь окажется карта района города. Черный кружок (наш автомобиль) будет двигаться по ней согласно нашему перемещению по местности, а стрелка в кружке — отображать направление движения.

Итак, возможно два варианта работы с системой. Первый — с картой. Это целесообразно при движении за городом, когда нет сложных развязок, бесчисленных поворотов, светофоров и т. д. Как только черный кружок (автомобиль) дойдет по карте до края экрана, карта автоматически «продернется».

Второй — двигаться по электронному советчику . Он еще загодя (за несколько километров) предупредит вас о предстоящем маневре и будет напоминать о нем с определенной периодичностью вплоть до маневра. Интересно, что после маневра электронный голос вас еще и похвалит за точное следование по маршруту.

КТО КОГО?

Уже минут через пятнадцать стало ясно, что система работает на редкость четко. Предупреждает обо всех поворотах, знает, где расположены пешеходные зоны, где одностороннее движение, а где висит «кирпич». Промахнуться мимо просто невозможно — замеченная нами погрешность между показаниями системы и реальными перемещениями составляла максимум 10—15 метров. «Навигация» даже знает, сколько полос движения на конкретной дороге.

Но то ли так устроен человек, то ли у нас с головой не все в порядке, а эта идиллия через полчаса езды стала надоедать. Неужто эта электронная немецкая штучка умнее троих русских парней? Сейчас мы тебе всыпем!
И на первом же повороте вопреки команде «Через сто метров поверните направо» кладем лево руля и летим как отвязанные Бог знает куда. Вторая передача, педаль в пол, третья, пыль столбом...

Уйти дальше, чем метров на триста, не удалось. «Вы ошиблись, вернитесь на маршрут!» Железяка ты безмозглая, как же мы вернемся на свой маршрут, если уже забыли дорогу назад? А система возьми и высвети на карте обходной маршрут вокруг нескольких кварталов, вновь возвращающий нас на нашу трассу. Причем возвратиться мы должны не обязательно на то место, где свернули, а так, чтобы получилось как можно короче — подсчитывается каждый метр! Но мы не послушались и опять понеслись куда глаза глядят. Электронный голос вновь говорит, что мы едем неправильно. Компьютер прокладывает новый обходной маршрут, но мы газуем мимо. Уперлись в Рейн. Выезжаем на набережную. Выскакиваем за город и едем в сторону Кобленца другой дорогой — вдоль Рейна. Легко представить, чтобы сказала система в ответ на наши хулиганские выходки, если бы она владела парой-тройкой крепких русских слов. А пока она прокладывала все новые и новые обходные маршруты, возвращающие на нашу первоначальную трассу. Наш шарахающийся без разбору во все повороты Opel был похож на бестолкового котенка, который пытается спрятаться под стулом или под диваном и которого каждый раз запросто достают оттуда за шкирку.

Впрочем, вскоре настал момент, когда короче было двигаться вдоль Рейна, чем возвращаться на первоначальную дорогу и ехать на Кобленц по ней. «Навигация» тут же предложила нам новый маршрут... именно вдоль Рейна! То-то!

ВТОРОЙ ТАЙМ

Места здесь удивительной красоты. Рейн течет в ущелье среди гор и скал. На каждой горе стоит по старинному замку с флагом на высоком древке. Баржи бороздят фарватер реки, а по обоим берегам несутся автомобили и поезда. Меж гор раскинулись бескрайние виноградники — и именно здесь делают знаменитое рейнское вино.

Сидя в тихом уютном ресторанчике на берегу реки и обсуждая впечатления, завели речь о горах. Братцы, горы! Вот где мы обманем эту электронную штуковину!

Прыгаем в машину и на первом же повороте сворачиваем с набережной в ущелье в горах. Дорога — серпантином, как в Крыму. Но «навигация» и ее знает! Поднимаемся выше и выше. Голова уже кругом идет. И тут замечаем, что при прохождении крутых — на 180 градусов — поворотов с визгом всех четырех колес у «навигации» тоже «голова кружится». Не успевает она за нами: собьется, через секунду очухается, привяжется к местности и вновь работает.

Видим — в сторону маленькая дорожка уходит. На карте ее нет. Поворачиваем. It’s impossible — «это невозможно». Как это невозможно, дорога-то есть? И тут же замечаем среди деревьев здоровенный щит «Частное владение. Въезд запрещен». Ого! Поворачиваем оглобли — вступать в конфликт с местными капиталистами желания не было.

И все же есть огрехи у системы. Во-первых, однажды после крутого поворота, пройденного в предельном режиме, мозги у нее окончательно съехали набекрень, и минуты две наш черный кружок двигался на карте не по набережной, а по фарватеру Рейна. Задраить иллюминаторы! Шлюпки на воду! То-то была потеха.

Мало того, в этом районе на протяжении километров ста нет ни одного моста через Рейн. Зато куча паромов. Так вот, паром заложен в систему как мост — и Carin постоянно предлагал нам «срезать» по нему угол. Только как его срежешь, если пристань пустая, а паром еще на той стороне?

Под колпаком у «Навигатора»Если подъехать к перекрестку на большой скорости, с визгом затормозить и «на пределе» занырнуть в поворот, то Carin не успеет сориентироваться и может предположить, что вы на скорости 120 км/ч пройдете весь поворот — и тогда система будет вас предупреждать уже о следующем маневре, а вы в это время еще только жмете на тормоза и подтыкаете вторую передачу...

Не знает система и всех-всех дорог. Сюда относятся и длинные старинные дворы, и тихие безымянные улочки в маленьких селениях, и всякие второстепенные закуточки в зонах отдыха, в лесопарках и т. д. Впрочем, мы слишком многого хотим.

Тем более, что даже если нет дороги, даже если вы едете в чаще леса по грунтовой колее — черный кружок неизменно будет показывать ваше положение на карте и направление движения. С этим электронным компасом заблудиться просто невозможно. «Черный ящик» занимает совсем немного места в багажнике и не мешает загрузке поклажи.

Не надо иметь карту и штурмана — водитель вполне справится с одной кнопкой управления, а информация с жидкокристаллического дисплея считывается достаточно свободно. К тому же есть голосовое сопровождение. Мечта автотуриста!

ЗАЧЕМ ЭТО НАМ?

Действительно, зачем нам все это в России, если у нас и дорог-то приличных нет? Во-первых, для того, чтобы знать. В конце концов, лет двадцать назад видеомагнитофоны тоже имели единицы, а об иномарках вообще мечтать не приходилось.

Во-вторых, в ближайшие годы подобные системы, скорей всего, появятся на инкассаторских автомобилях. Ведь если «завязать» автомобили через спутники с центром управления, можно отслеживать положение машины независимо от погоды, дорожных условий и т. д. с точностью до 10 метров! А геологи, нефтяники, лесники? Представляете, что значит для них такой компас на специальном транспортном средстве?

В-третьих, многие бывают в Европе (в США, в Японии) в командировках, на отдыхе. Наверняка уже скоро можно будет взять напрокат машину с «навигацией». Тогда-то вы и поймете, что автомобильные минибары, телевизоры, CD-чейнджеры, сотовые телефоны и близко к «навигации» не стояли.

И именно для последних один совет. Попробуйте наиграться этой системой и разобраться в ее работе где-нибудь вдали от напряженных магистралей и крупных городов. Ведь первые два-три часа все мысли направлены только на нее — тут уж не до дороги, пощелкать бы волшебной ручкой. Право, не стоит рисковать жизнью, даже ради такой классной вещицы.

По материалам журнала АВТОРЕВЮ
М. КАДАКОВ

22-03-2014, 15:56
Похожие новости
  • Три богатыря в родном краю
    В подавляющем большинстве случаев эксперты проводят испытания автомобилей на дорогах Москвы и области, а в случаях, когда необходимы...

  • Buick завтрашнего дня
    Дебют этой машины состоялся минувшей зимой — на автосалонах в Детройте и Лос-Анджелесе. Она представляет собою не просто очередной...

  • Концепт-кары из Европы
    Вновь мы обращаемся к концептуальным автомобилям. Новинок в этой области не так уж и мало: ведущие автомобильные компании работают в этом...

  • Volvo на родине Деда Мороза
    С представителем корпорации Volvo Car Corporation—моделью Volvo960— наши читатели уже знакомы. Наши эксперты побывали в Швеции, поездили на...

  • Тест-марафон Peugeot 308
    ...

  • Комментарии

    НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.