Мне сзади видно все, ты так и знай...Наверное, не только мы обращали внимание на необычный оптический элемент, установленный на задних стеклах многих импортных микроавтобусов. И описать-то его трудно… Издали —какой-то рыбий глаз, бельмо, а подойдешь поближе — линза, причем явно чужеродная.

Так что, увидев диковинную вещицу в магазине автоаксессуаров, мы решили ее купить и исследовать.

ВАМ ПРОПИСАЛИ КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ…

Перевести на русский язык английский термин «backsee» непросто. Заднее зрение? Нечто, облегчающее обзорность назад, — наверное так.

Предмет нашего любопытства (назывался он именно backsee) оказался линзой размером примерно 20×25 см. Своим внешним видом она напоминала весьма памятный для людей старшего поколения аксессуар к телевизорам КВН, однако, в отличие от него, оказалась совершенно плоской и гибкой. Прозрачный пластик, из которого был изготовлен «рыбий глаз», нес на одной из своих сторон хитрый рифленый рисунок из круговых линий. Узор создавал визуальное ощущение объемности и обеспечивал линзе необходимые оптические свойства. Вторая сторона была совершенно гладкой.

Как выяснилось из краткой инструкции, производитель (он, кстати говоря, предпочел сохранить инкогнито) рекомендует закреплять свое изделие на заднем стекле автомобиля, обещая при этом визуальный доступ в «мертвую зону» зеркал заднего вида. «Раздвинуть пространство» помогают оптические свойства «рыбьего глаза»: углы отклонения светового луча относительно «линии прицеливания» составляют 13° вверх, 25° — влево и вправо и 28° — вниз. Получается, что линза позволяет как бы заглянуть за границы рамки заднего стекла. Для пущей убедительности на упаковке есть душещипательно наигранная картинка: дети резвятся между двух припаркованных автомобилей. Они веселы и безмятежны, ибо знают, что сидящий за рулем дядя смотрит на них через пресловутую линзу и значит, никогда не задавит. Что ж, теория ясна. Теперь коснемся практической стороны вопроса.

СРЕДСТВО ОТ ДАЛЬНОЗОРКОСТИ

Мне сзади видно все, ты так и знай...Технология монтажа линзы очень проста: ее гладкую сторону следует смочить теплой водой, а затем приложить к заднему стеклу автомобиля с внутренней стороны. Пузырьки воздуха из зоны контакта выдавливаются круговыми движениями ладони, однако мы рекомендуем производить эту операцию с помощью фотографического валика — так удобнее.

К сожалению, в инструкции ничего не сказано об оптимальном месте приклеивания линзы. Оно, очевидно, строго индивидуально и зависит от формы стекла, угла его наклона и зоны очистки. Если на микроавтобусах и минивэнах линзу смело можно наклеивать в нижней части стекла по центру, то вот на джипах стоит семь раз отмерить: сложная форма проема, обусловленная различной
конструкциеи задней двери и закрепленным на ней запасным колесом, может внести свои коррективы. Общее же правило таково. Линзу ни в коем случае нельзя помещать в основной (с точки зрения обзорности) сектор стекла — иначе при движении в потоке она будет мешать.

Приклеив «рыбий глаз» на выбранное место, начинаем экспериментировать.

По командам водителя ассистент выставляет сзади микроавтобуса два габаритных конуса. Договариваемся, что один из них должен быть виден в смотровой зоне стекла, а второй — в оптическом секторе линзы. Расстояние от заднего борта микроавтобуса до конусов регламентировалось субъективно: пользуясь салонным зеркалом заднего вида, водитель должен был четко различать два препятствия — этот момент показан на фото.

Когда изображения обоих конусов оказались приблизительно одинаковыми по размерам, мы сделали замеры.

Удивительно, но закрепленная на заднем стекле микроавтобуса линза позволила уменьшить «мертвую зону» при обзоре назад в полтора раза! Что это значит? Смотрите. Двигаясь задним ходом и глядя через обычное стекло, водитель микроавтобуса способен приблизиться к препятствию высотой 49 см (конус) на 5,4 метра. Подъехать ближе, конечно, можно, но тогда придется действовать «наощупь»: нижняя кромка проема перекроет видимость. Линза же позволяет видеть конус, расположенный в 1,6 м от заднего борта. Согласитесь, что при необходимости маневрировать задним ходом в ограниченном пространстве, лишние «видимые» 3,8 метра будут как нельзя кстати, и шансов вовремя заметить детскую коляску, животное или любое другое препятствие будет несомненно больше.

Что касается обычной эксплуатации, то при движении в плотном городском потоке негативного влияния «рыбьего глаза» на заднюю обзорность мы не обнаружили: стандартный сектор обзора практически не изменился.

Справедливости ради отметим, что наклейные оптические элементы являются далеко не единственными приспособлениями, облегчающими жизнь водителя крупногабаритного авто. Так, чрезвычайно широко применяются разнообразные сферические зеркала. Закрепляются они, как правило, на одной из передних или задних стоек, выполняют те же функции. Но…

Во-первых, выносное зеркало дороже (линзу мы купили всего за $13,7). Во-вторых, оно очень быстро загрязняется. И, наконец, в третьих, — рано или поздно его обязательно оторвут. Наклейная линза лишена всех этих недостатков, так что если вам приходится ездить на микроавтобусах или минивэнах и хорошая обзорность назад для вас действительно актуальна, достоинства «рыбьего глаза» вы несомненно оцените.