Оранжевый завод в Ферганской долинеНачалось все в апреле 1993 года, когда в узбекском городе Асака, ранее известном как Ленинск, приступили к демонтажу оборудования завода тракторных прицепов. А уже в ноябре пошли работы по созданию автосборочного завода —совместного узбекско-корейского предприятия. Место для строительства завода — Ферганская долина — было выбрано по нескольким соображениям, главное из которых связано с тем, что здесь большое население, но работой обеспечены далеко не все. Так что новый завод должен был увеличить занятость жителей Ферганской долины и, естественно, поднять уровень жизни.
И менее, чем через три года после начала строительства, в Узбекистане начали делать автомобили: с конвейерной линии сошел первый автомобиль узбекской сборки — микроавтобус Daewoo Damas. Следом модель Nexia (другое название — Cielo) и совсем маленький автомобильчик Daewoo Tico.

Когда самолет ЯК-40 авиакомпании Узбекистон Хаво Йуллари, на котором я летел из Ташкента в Андижан, выскочил из облаков, я увидел аккуратно нарезанные ломтики земли вперемежку с группами домиков. На этом фоне резко выделялось несколько больших оранжевых зданий. Рядом с ними — две большие площадки, одна из которых усыпана контейнерами, а еще — небольшой продолговатый трек с петлями для разворота. Точно, это автозавод!

Через несколько минут самолет коснулся колесами бетонки и подкатил к зданию аэропорта.
Хуш келибсиз, азиз мех-монлар! Добро пожаловать, дорогие гости!

У крыльца аэропорта «бил копытом» белый автомобильчик Tico, который и отвез меня по дороге вдоль цветущих абрикосов в Асаку, на оранжевый завод.

Оранжевый завод в Ферганской долинеЕго территория занимает 55 гектаров. Здесь довольно плотно расположились главный производственный корпус, здания складов комплектующих и запчастей для сервиса, инструментальный цех и офисы. Стены почти всех зданий окрашены абрикосово-оранжевым цветом.

В главном корпусе разместились все четыре производства: прессовое, сварочное, окрасочное и сборочное.

Как водится, начинается автомобиль в прессовом производстве. Здесь штампуются элементы кузовов. Затем они лотами подаются в сварочный цех. Здесь делаются кузова, а затем на лифте поднимаются под крышу, на транспортный конвейер. Практически все эти операции выполняются с помощью производственных роботов — автоматов и полуавтоматов, и людей в этих цехах почти не видно.
Далее кузова подаются в окрасочный комплекс, где грунтуются, окрашиваются и опять по конвейерной линии «верхнего этажа» подаются в сборочное производство. Здесь-то мы и задержимся подольше.

ГЛАВНЫЙ СБОРОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР

При входе сюда испытываешь непонятное чувство. В цехе царит полумрак. И впрямь, общее освещение здесь отсутствует! Но, присмотревшись, замечаешь, что лампы расположены непосредственно на рабочих местах. Так убиваются два зайца: и электроэнергия экономится, и обеспечивается отличная освещенность рабочих мест. Люди работают не спеша, и напряженного конвейерного ритма не чувствуется.

Оранжевый завод в Ферганской долинеС помощью лифта окрашенный кузов спускается с транспортного конвейера и устанавливается на напольный сборочный. Здесь прокладывается проводка, вставляются стекла. Затем кузов подхватывается «подвесками» и поднимается над полом. Теперь начинаются работы под кузовом. После разворота конвейера устанавливаются мосты и двигатель, которые «подсобираются» на отдельной линии. Когда с шасси покончено, машина опять переходит на напольный конвейер, где заканчивается сборка салона, прокачиваются тормоза, заливаются горючее и масла и, наконец, последняя операция сборки — установка сидений.

Теперь, оставаясь еще на напольном конвейере, автомобиль попадает в руки контролеров. Но это не просто участок контроля: на этом осту зарезервированы и место, и время для устранения замеченных недостатков.

Оранжевый завод в Ферганской долинеМашина собрана. Водитель заводит двигатель, и автомобиль уже своим ходом разворачивается на последнюю прямую — третий участок, где проводится диагностика и делаются окончательные регулировки. Еще одна проверка — и автомобиль выходит за ворота сборочного цеха.
Теперь его ждет трек — специальная испытательная дорога.

Общая линия сборки и проверки автомобилей напоминает букву S. Из-за того, что ее «привязывали» к уже имеющемуся зданию, пришлось делать два поворота. Главный сборочный конвейер (он в плане напоминает подкову) занимает два прямых участка и состоит из двух параллельных линий сборки. Внутренняя линия этой подковы общей длиной 575 метров предназначена для сборки автомобилей Damas и Tico. Эти машины будут собираться поочередно, так как имеют разную трудоемкость сборки. Для автомобилей Nexia сборочная нитка чуть длиннее — 625 метров.
Управляет сборочным конвейером и всем производством главный компьютер, который контролирует также все транспортные конвейерные линии общей протяженностью около 3 км.

ФОРМА, ДИСЦИПЛИНА, КАЧЕСТВО

Оранжевый завод в Ферганской долинеВсе работники завода, от слесаря до руководителя, обязаны носить определенную форму голубого цвета. На спине — горизонтальная белая полоса. Это не художественный изыск, а требование техники безопасности: полоса сделана из специального флуоресцентного материала и в полумраке светится даже при попадании на нее очень слабого луча света. Кроме этой полосы на куртке униформы обязательна эмблема УзДэуАвто — сочетание эмблемы корейской фирмы и хлопковой коробочки. Есть еще и различные технологические нашивки.

Такую же форму, только серого цвета, носят корейские специалисты — наладчики и «супервизоры». У работников субподрядных организаций форма зеленого цвета. Кстати, я не встретил здесь ни одной женщины. Их можно увидеть разве что в качестве «офис-леди».
У всех работников завода есть пропуска со специальными отметками, которые разрешают им доступ в строго определенные зоны.

Продолжительность рабочей смены составляет, как и на корейских заводах, десять часов: с восьми утра до семи вечера. При этом, кроме 45-минутного обеда и 20-минутного полдника, конвейер будут еще два

Интересно, что для рабочих не предусмотрено никакого наказания за допущенный брак «по халатности».
Изначально предполагается, что его не должно и не может быть. В расчет принимается только такой брак, который возникает по причине сбоя в ритме работы или усталости рабочего. На каждом участке есть две специальные кнопки — желтая и красная. Любой рабочий должен ими воспользоваться, если чувствует, что не успевает. Желтая включает сигнал, который означает: «Help! Не справляюсь!» Красная — сигнал тревоги, и нажимается, когда невыполненная операция грозит «уехать» на другой участок, где устранить недоделки будет уже гораздо сложнее.
Такое впечатление, что подход к качеству здесь очень серьезный…

Оранжевый завод в Ферганской долинеАвтомобили УзДэуАвто поставляются на рынок среднеазиатских стран бывшего Союза и, конечно, России.

Наконец, самый интересный вопрос — цена автомобилей. С учетом того, что комплектующие поступают из Кореи, ориентиры такие: Damas — S11000—14000, Nexia — от $16000-18000 до $27000 в зависимости от комплектации, ну a Tico будет самым дешевым из этой компании — около $10000. При увеличении доли отечественных комплектующих машины будут дешеветь.

В этом году планируется «выбросить» 10 тысяч автомобилей УзДэуАвто на рынок среднеазиатских стран бывшего Союза и, конечно, России.