Хорошо, что в России госслужащие обязаны подавать декларации о доходах и имуществе! Иначе народу бы нипочем не узнать о припрятанном в чиновничьих закромах. А припрятано там неплохо -настолько, что на днях лидер ЛДПР Владимир Жириновский даже призвал перестать публиковать декларации.

Блеск и старина

— Вот эти все декларации, мы зачем это делаем? Мы народ раздражаем — вот какие богатые министры, депутаты, губернаторы. Мы на что ориентируем граждан? Я много раз говорил, уберите все декларации, вы знаете, кого надо арестовать, и арестовывайте без декларации, — цитирует Жириновского ТАСС.

Ну что же, давайте раздражаться, пока такую возможность у нас не отняли. Так что берем и изучаем налогавые декларации чиновников за период с 1 января по 31 декабря 2016 года. В этих документах по закону указывается годовой доход и все, что есть в собственности не только у самого госслужащего, но и у его семьи — супруги или супруга и детей. В том числе и все автомобили, имеющиеся в семье.

Тут, правда, ремарка — в опубликованных декларациях почему-то не уточняется год выпуска транспортного средства чиновника, а ведь в некоторых случаях это момент принципиальный. Ведь одно дело ездить на новехоньком «Майбахе», а совсем другое -на стареньком. Смешно же, да? Как бы то ни было, про годы выпуска автомобилей наших чиновников нам достоверно ничего не известно, поэтому фотографии, собранные в этом материале, лишь иллюстрируют примерный и возможный облик автомобиля того или иного чиновника.

Это ни в коем случае не тот же транспорт.

При этом что у Владимира Путина, что у Дмитрия Медведева в декларациях о доходах из года в год фигурируют одни и те же автомобили, которые первые лица страны неоднократно демонстрировали на публике и с которыми с удовольствием позировали. У Путина в поданной им в этом году декларации значатся два автомобиля ГАЗ М21, «Нива» да прицеп «Скиф». У Медведева, как и прежде — «Победа» ГАЗ 20 и «Волга» ГАЗ 21. В тандеме явно любят старину и этого не скрывают. Ну а почему нет — те же «Волги» и «Победы» правда хороши! А современные автомобили президенту и премьеру ни к чему — ведь транспортом на каждый день их обеспечивает государство.

Впрочем, если быть справедливыми, то мы с вами обеспечиваем и покупку всех тех машин, которые чиновники приобретают на зарплату или собственные накопления. Зарплата-то у них откуда? Из бюджета. А бюджет — из налогов. И этих самых наших с вами налогов, которые мы отчисляем государству, хватает на неплохие автопарки.

Вот, например, заместитель председателя правительства РФ Юрий Трутнев собрал в собственности набор автомобилей, отлично подходящий для сравнительного теста в нашем журнале. В гараже чиновника — BMW Х6 520d, Porsche Cayenne Turbo, Mercedes-Benz ML 350 4Matic. Особняком — Nissan Patrol, прицеп, снегоход и квадрицикл.

Подобные наборы — не у одного Трутнева. Министр Российской Федерации, которого еще называют «министр без портфеля», Михаил Абы-зов, собрал себе коллекцию по вкусу на все случаи жизни. У него в собственности -Mercedes-Benz S500 4Matic Maybach, Mercedes-Benz G63, а для хорошей погоды припасен Harley-Davidson. Ну что еще человеку надо? Скажете, «ничего»? А вот у Абызова есть еще два мотоцикла Ducati, одна Yamaha, снегоход, два прицепа и… — вертолет! Подчеркиваем, это лишь то, что у министра в собственности. А чем еще он пользуется по работе -мы никогда не узнаем.

Или вот министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. Его личная транспортная коллекция не столь разнообразна, зато подобрана явно любителем быстрой езды. В гараже этого министра (цитируем по декларации) BMW М5, Ferrari 599 GTB (до «сотни» за 3,7 с, максимальная скорость -310 км/ч) и Mercedes-Benz А-Класса. Жене Кузнецова принадлежит еще Porsche Boxster, Mercedes-Benz CL и пара прицепов. На парковке всего этого богатства в Москве можно, конечно разориться, да и по ямам нашим на Ferrari не очень. Впрочем, кто сказал, что эти автомобили министр держит в России? И у него, и у супруги есть жилье во Франции. Может, там и паркуются.

У министра промышен-ности и торговли Дениса Мантурова, который, кстати, курирует российский ав-топром, жилья во Франции нет, возможно, поэтому и автопарк не столь гламурен.

В нем Range Rover, Москвич -408, Москвич-412, ВАЗ 2103, ГАЗ 21 да Lada Vesta. Опять налицо страсть к коллекционированию. Ну, это если не считать «Весту», которую министр вполне мог приобрести лишь для того, чтобы объективно оценить состояние нашего автопрома. С его задекларированным годовым доходом в 129 386 073 рублей эти «Весты» можно скупать тысячами.

Кстати, про коллекционирование. Оно явно в моде у наших чиновников. Раритетные советские модели есть не только у Путина с Медведевым и уже упомянутого Мантурова. Олдтай-меры фигурируют в декларациях вице-премьера Игоря Шувалова, зампредов правительства Аркадия Дворко-вича и Дмитрия Розогина, у минисгра культуры Владимира Мединского и у его супруги, у министра финансов Антона Силуанова. А вот современные российские автомобили, кроме главы Минпромторга Мантурова, нравятся еще лишь одному министру. Это Николай Никифоров, у которого в собственности есть Lada XRay.

Самые же популярные автомобили у российских чиновников высшего ранга, а также у депутатов Госдумы, в декларациях которых не так уж много разнообразия — это всевозможные премиальные модели. Очень часто в документах попадаются Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser (как 200, так и Prado) и Range Rover. В списках собственности супруг госслужащих периодически мелькают кроссоверы Audi, BMW и Lexus разных классов. В декларациях депутатов и их жен или мужей есть и что попроще — пара моделей Hyundai (кстати, название бренда редко где написано верно), Kia и Skoda. Похожий набор и в отчетах служащих администрации президента — там встречаются еще Mitsubishi, Nissan, Subaru и парочка моделей Volkswagen.

Текст: Екатерина Квашенкина