ВАЗ-1111Э: бензином здесь не пахнет!

Нашим корреспондентам был представлен макетный образец электромобиля ВАЗ-1111Э.
НАЧИНКА

СНАРУЖИ
Внешне машина выглядит в точности как обычная Ока, только «просевшая» на задние колеса: дает о себе знать тяжелая батарея. И только приглядевшись, мы обнаружили отсутствие на привычных местах выхлопной трубы и пробки бензобака. Кстати, на ее месте разработчики планируют смонтировать длинный сматывающийся шнур с вилкой — для удобства «заправки».
ВНУТРИ

В комбинации приборов — тоже сюрпризы: вместо указателей уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости по обе стороны спидометра стоят вольтметры. Тот, что слева, как на «восьмерке», контролирует напряжение бортовой сети. А другой, с внушительными цифрами 80 и 160 на циферблате, следит за состоянием основной батареи.
Справа от водителя установлен бортовой компьютер. Пока он может показать только пройденный путь, время и среднюю скорость, но после адаптации к электромобилю будет выдавать всю информацию об энергетике — например, текущий расход электроэнергии и запас хода.
К сожалению, из-за вездесущих аккумуляторов пришлось пожертвовать объемом багажника: помимо части основной батареи, сюда же переместилось из моторного отсека запасное колесо. Утешает лишь то, что спинка заднего сиденья складывается по-прежнему.
В ДВИЖЕНИИ
«Заводится» электро-Ока по привычной схеме. На поворот ключа в положение «зажигание» откликается вольтметр бортовой сети, а при замыкании стартерных контактов оживает стрелка основного вольтметра и громко щелкает реле. Теперь можно трогаться.
Очень плавное начало движения сопровождается легким скрипящим звуком (это работает блок управления двигателем), который при разгоне повышается по тону и практически исчезает по электро-Ока движется совершенно бесшумно, слышен лишь шорох шин и легкий свист ветра.

Пришлось отрабатывать тактику экономичного разгона, пользуясь вольтметром в качестве эконометра — чем сильнее давишь на «газ», тем левее заваливается стрелка. Зато при торможении двигателем сил у батареи явно прибывало: это вступал в действие режим рекуперации, когда электродвигатель работает как генератор и подзаряжает аккумуляторы. При этом его ощутимый тормозной момент весьма кстати помогал и штатной гидравлике в тормозной системе Оки, лишенной на электро-версии вакуумного усилителя. Но эффективность торможения оказалась хуже, чем у бензиновой «родственницы», а усилие на педали заметно возросло.
Городская езда выявила еще одну неприятную особенность электромобиля — заметную «задумчивость». Чтобы переключиться с рекуперации на разгон, требуется некоторое время, и это также напоминает поведение автомобиля с автоматической коробкой передач. Особенно донимала нас эта задержка во время остановок на подъеме, когда мы удерживали машинку ножным тормозом: при трогании с места электро-Ока обязательно скатывалась назад. И хотя в такой ситуации можно удерживать ее педалью акселератора, делать это нежелательно — зря расходуется электроэнергия. Поэтому позже мы стали чаще пользоваться «ручником».
Вообще, ограниченный запас хода (80—90 км в городе) висел над нами во время всего теста дамокловым мечом — если силы у батареи иссякнут, то «заправка» полностью разряженных аккумуляторов займет 8—10 часов. Эта особенность диктует, во-первых, необходимость спокойного стиля езды с плавными ускорениями и «длинными» рекуперативными торможениями, а во-вторых, спартанские условия в салоне — ведь «печка» здесь тоже электрическая (вместо радиатора отопителя стоят электротэны). И каждый лишний градус тепла, взмах щеток «дворников» или включение фар означают еще несколько непройденных сегодня метров...
Поскольку ходовая часть электро-Оки осталась неизменной, то и характеристики управляемости не сильно изменились по сравнению с базовой, но сильно загруженной машиной. Нам показалось, что усилие на руле возросло.
И еще один момент. Поскольку при движении задним ходом недостаточная поворачиваемость, свойственная Оке, превращается, как и у любого автомобиля, в избыточную, скорость движения электромобиля назад ограничена примерно до 30 км/ч. Иначе на большой скорости, которую легко может развить электродвигатель, малейшая потеря контроля может привести к потере управляемости.
ВЕРДИКТ
Несмотря на ограниченный запас хода и уменьшившиеся объем багажника и грузоподъемность, машинка нам понравилась. Управлять ею даже проще, чем автомобилем с «автоматом», а сочетание экологичности электропривода и маневренности маленькой Оки делает ее очень привлекательной, например, для маленьких курортных городов или для поездок в центре мегаполисов. Правда, там владельцам таких машин лучше селиться на первых этажах — чтобы шнур дотягивался до розетки...
Остается добавить, что ВАЗ-1111Э готовится к мелкосерийному производству уже в 1995 году.
По материалам журнала АВТОРЕВЮ
П. АБСОЛЮТОВ
27-01-2014, 17:04
Похожие новости
Известная французская автомобильная фирма Renault относится к тем немногим зарубежным автопроизводителям, чей темперамент по отношению к...
Этот необычный грузовичок — плод промышленного сотрудничества между немецкой фирмои Volkswagen и австрийским концерном Steyr-Daimler-Puch....
С представителем корпорации Volvo Car Corporation—моделью Volvo960— наши читатели уже знакомы. Наши эксперты побывали в Швеции, поездили на...
Знакомство европейских журналистов с автомобилем Nissan Maxima QX проходило в Португалии. После тестовых поездок всех журналистов развозили...
В свое время Range Rover сломал расхожее представление о технике внедорожного назначения как о простой и незамысловатой, в задачу которой...
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ