Бронежилет для фарСреди различных предложений предоставить на тест то или иное «околоавтомобильное» изделие или услугу, это прозвучало особенно необычно. «Не хотите ли пострелять по фарам?» —осведомился у нас представитель московской фирмы Авто-Максимум.

Оказывается, фирма освоила новую услугу и предлагает оклейку фар и любой автомобильной оптики бронирующей пленкой. Нет, от «Калашникова» подобное покрытие, конечно же, не спасет, но от ударов мелких камней, по словам «автомаксималистов», защищает на сто процентов. Мы заинтересовались: ведь защита рассеивателей фар от повреждений — вопрос действительно актуальный.

С бронирующим действием тонких специальных пленок, наклеиваемых изнутри на автостекла, мы уже знакомы. Что ни говори, когда по оконному стеклу бьешь со всей силы кувалдой, не причиняя автомобилю никакого вреда, —это впечатляет. Но укреплять таким способом рассеиватели фар невозможно, хотя бы потому, что наклеить пленку на их внутреннюю сторону просто не получится —помешает рельеф из микролинз, с помощью которых осуществляется светораспределение. А защитить фару от летящих из-под колес камней хочется — ведь порою достаточно одной поездки по засыпанной щебенкой трассе, чтобы потом с грустью созерцать треснувшие или разбитые стекла…

БРОНЯ КРЕПКА?

И вот перед нами стопка новеньких стекол от фар Москвича 2140 и лист американской пленки. Ее толщина — 1,3 мм, гнется она неохотно, ее лицевая поверхность довольно упруга на ощупь, а тыльная — покрыта клейким слоем и защищена специальной глянцевой бумагой. Для того, чтобы наклеить пленку на стекло, вырезаем кусок по контуру «москвичовского» стекла, снимаем защитную пленку, прогреваем стекло феном и снаружи «прикатываем» к нему прозрачную «броню». Все, стекло защищено, и весь процесс занял не больше пяти минут. Конечно, с головной оптикой иномарок возни будет больше — ведь немалая площадь, изощренная форма и значительная кривизна современных блок-фар заставят сильнее прогревать стекла и саму пленку или даже мудрить с раскроем, составляя вместе несколько лоскутов.

Держится пленка на стекле крепко и сдирается очень неохотно.

А как обстоят дела с прозрачностью? На первый взгляд, все нормально — сравнивая «на просвет» бронированное и контрольное стекло, разницы не замечаешь. Правда, качество изготовления «москвичовской» оптики — не ахти, и, возможно, на хорошем стекле различия были бы видны…

Для стрельбы вооружаемся пневматическим пистолетом Daisy японского производства. Несмотря на «пластмассовый» вид, штука эта довольно серьезная. «Боекомплект» — баллончик с углекислым газом и металлические шарики диаметром 4,5 мм. Триплекс лобового стекла эта штука пробивает насквозь.

Итак, ставим оба стекла — с пленкой и без — рядышком у стены и отходим на огневой рубеж. Начнем стрельбу с шестиметровой дистанции.

ТОЛЬКО ПУЛИ СВИСТЯТ…

Бронежилет для фарОгонь! Первый выстрел — и звон бьющегося стекла! На «голой» фаре образовалась маленькая дырочка, а изнутри из рассеивателя вырван изрядный кусок. Переводим прицел на бронированное стекло, нажимаем на спусковой крючок — и шарик, отрикошетив от невредимой мишени, отлетает в сторону, оставив на пленке лишь небольшой кратер.

Подходим ближе. Второй выстрел по незащищенному стеклу окончательно добивает несчастную жертву эксперимента, а бронированному опять хоть бы хны. Осмелев, но прикрываясь толстым листом фанеры, приближаемся к защищенному пленкой стеклу почти вплотную и расстреливаем его в упор. Бесполезно — пленка принимает удар шарика на себя, и тот, оставив на ней углубление в виде маленькой лунки, отскакивает прочь. Ради чистоты эксперимента, повторили опыт еще с одной парой стекол — и получили тот же результат. Что же, броня действительно крепка и от ударов мелких быстролетящих предметов — будь то гравий из-под колес или пульки «пневматиков», — похоже, защищает основательно.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Не успел стихнуть звон разбитых контрольных стекол и эхо выстрелов, как мы начали задавать представителям фирмы Авто-Максимум вопросы, пытаясь оценить все «за» и «против» подобной бронировки фар. Картина получилась такая.

  • Во-первых, услуга эта недешева. Один квадратный сантиметр защищенного стекла стоит семь центов. То есть бронировка головной оптики современного автомобиля обойдется в $80—120, и на фоне этих цифр защита фар отечественных Москвичей, Жигулей или Волг просто теряет смысл, а рентабельной может быть только для дорогих иномарок — особенно для редких моделей, оптику к которым трудно найти.
  • Во-вторых, оказалось неясным, как при наклеивании пленки изменяется светопоток и характеристики рассеивания фары, хотя, конечно, тонкая пленка все равно лучше щитков из оргстекла, которыми иногда прикрывают, например, оптику Самар. И если мы вернемся к разговору о бронированных стеклах вновь, то проверим и это.
  • В-третьих, поверхность пленки очень легко царапается и от воздействия пыли, грязи и летящих камешков быстро станет матовой. Достаточно один раз протереть фары от грязи сухой тряпкой — и прозрачность ухудшится. А отодрать пленку от стекла, видимо, будет непросто — клеевой слой при нагреве фары полимеризуется. А как, кстати, быть со стеклоочистителями фар?

Словом, вопросов возникает много. А ответов на них пока нет — бронировка фар светотехнической экспертизе не подвергалась и сертификации не имеет.