«Специалисты широкого профиля»Какой автомобиль лучше всего отвечает запросам небольшой фирмы? Вероятно, всем бы хотелось иметь машину, на которой и по городу удобно ездить, и в командировку махнуть не проблема, когда нужно — встретить в аэропорту группу гостей… И все это должен совместить в себе один автомобиль, ведь содержать целый автопарк —дело накладное. Автомобилям с кузовами седан и хэтчбек — от ворот поворот. Универсалы тоже маловаты, хотя и поклажи вмещают побольше. А микроавтобусы? Они все же велики. Нужен «специалист широкого профиля». Может быть, минивэн?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы отобрали для испытаний два новых для российского рынка автомобиля этого типа. Ими стали Peugeot 806 с 2-литровым мотором (121 л. с.) и механической КПП и Honda Shuttle со 150-сильным 2,2-литровым двигателем и автоматической коробкой передач.

МИНИВЭН ИЛИ УПВ?

Для начала попытаемся поточнее определиться с тем, как эти машины правильно величать — не по имени собственному, а по имени нарицательному, то есть определить их класс. Вопрос этот возник еще и потому, что представители фирмы Honda предпочитают называть Shuttle не минивэном, а УПВ — универсалом повышенной вместимости. За рубежом, правда, такой термин не используется, а вот у нас он встречается довольно часто, причем нередко он «поглощает» и то, что называют минивэнами. Что же это такое — УПВ? И где та граница, которая отделяет обычный универсал от УПВ, а УПВ — от минивэна? На сей счет не утихают споры между любителями расставлять все по Полочкам, а мы руководствовались такими соображениями.

УПВ отличается от универсала более высокой крышей, более высоким уровнем пола над землей (пол в салоне при этом ровный или почти ровный), тремя рядами сидений и возможностью эти сиденья легко складывать или снимать вовсе.

Минивэн, если исходить из того, что он отличается от УПВ, определяют более крупные размеры, а еще «ко-робчатость». Как правило, здесь больше внутренний объем, не менее семи посадочных мест и больше возможностей по трансформации салона.

И все же чаще всего и то, и другое называют минивэнами. А еще весьма популярно слово «однообъемник». Но, пожалуй, больше всего в мире распространена аббревиатура MPV (Multi Purpose Vehicle) — многоцелевое транспортное средство. У фирмы Mazda даже модель такая есть — Mazda MPV. Ox, навели тень на плетень…

И все же, чтобы не запутаться окончательно, мы будем называть и то, и другое минивэнами. Так проще, легче и привычнее.

АЖИОТАЖА НЕ БЫЛО

По пути на полигон мы заметили, что никто особого внимания к нашим машинам не проявлял, и никто не бросал вслед завистливых взглядов. Может, оно и лучше? Но вместе с тем, Peugeot и Honda отнюдь не лишены некоторых ярких черт индивидуальности.

«Специалисты широкого профиля»У японской машины очень интересный передок. Он решен в духе модели Honda Accord. Оно и понятно, ведь Accord послужил донором агрегатов. К тому же Accord (с кузовами седан, купе и универсал) — самая популярная в Соединенных Штатах хондовская модель. А поскольку и минивэн ориентирован далеко не в последнюю очередь на рынок США, то и сходство это не лишено расчета. За океаном ведь тоже встречают по одежке.

Именно выразительному передку обязан Shuttle тем, что в машине нет удручающей японской безликости. Но, возможно, как только число моделей этого типа автомобилей перевалит за определенную грань (поди-ка разберись в несметном числе моделей и модификаций японских малолитражек!), тут же и минивэны станут «на одно японское лицо».

Поясная (оконная) линия, возвышающаяся к задней части машины, вкупе с покатым капотом и большим углом наклона лобового стекла создают впечатление стремительности. Даже «в статике» Shuttle выглядит очень динамично, а уж когда ход под 180 — просто снаряд! Но сзади машина не столь выразительна — «японец», ни дать, ни взять.

С Peugeot ситуация иная. Этот не из хвастливых. Во внешности 806-го нет ни одной детали, которая заставила бы охнуть. И в то же время все приятно глазу: узнаваемое «фирменное» решение передка, стильные, опять же характерные для Peugeot, задние фонари. Широкие дверные стойки оттенены черным, а боковая линия, наоборот, подчеркнута продольной выштамповкой вдоль всего кузова. Очень мило и аккуратно. И все же чего-то яркого нет, нет изюминки. Впрочем, возможно, именно так — стильно, но не броско — должен выглядеть автомобиль, у которого каждый день работы невпроворот?

РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ

«Специалисты широкого профиля»В обеих машинах удобно как водителям среднего роста, так и высоким. А различия определяются, прежде всего, уровнем оснащения. Так, Honda предлагает регулировку высоты водительского сиденья, причем с электроприводом. А вот наклон рулевой колонки регулируется и там, и там, хотя в обоих случаях в очень узком диапазоне.

Основные органы управления тоже понравились. У японской машины их меньше: поскольку трансмиссия автоматическая, педали сцепления нет, а рычаг КПП установлен на рулевой колонке — на американский манер. У Peugeot этот рычаг тоже переехал — на выступ центральной консоли и превратился в маленький джойстик, как в компьютерных игрушках.

Какое решение лучше? Маленький рычажок на 806-м очень понравился. Расположен на своем месте, и манипулировать им очень удобно. К тому же избирательность и четкость включения передач не вызвали никаких нареканий, если не считать пару раз возникавших проблем с включением заднего хода. Здоровенный рычаг «японца» поначалу обескуражил: как ворочать такой штуковиной? Но нет, все оказалось довольно удобно, к тому же на панели приборов есть очень наглядная световая индикация всех положений. Так что мы очень быстро свыклись с таким вариантом управления «автоматом».

«Специалисты широкого профиля»Приборная информация. Здесь впереди Shuttle: считывать показания легче, а более крупный спидометр расположен по центру (тахометра нет вовсе, да и не слишком он здесь нужен — ведь за всем следит «автомат»).

А что с обзорностью? Honda за счет узких стоек кузова оставляет водителю угол обзора по горизонтали в 293°. Хороший показатель. Но вот быстро оценить обстановку сзади через салонное зеркало заднего вида мешают стройные шеренги подголовников сидений, захватившие изрядную часть площади заднего окна. Причем три бойца в средней шеренге на Peugeot завоевали гораздо большую территорию, чем двое в японской машине. Так что обзорность назад у Peugeot еще хуже. Да и наружные зеркала заднего вида на этой машине маловаты и не обеспечивают желаемой обзорности.

Управление микроклиматом организовано почти одинаково. Shuttle отличается тем, что выбор направления воздушных потоков осуществляется кнопками с индивидуальной подсветкой, а в Peugeot для этого служит третий рычажок. И вот здесь надо похвалить французов. Хотя мы не раз говорили, что ставшее в последнее время наиболее популярным управление микроклиматом тремя вращающимися рукоятками — наиболее удобный вариант, гораздо лучше ползунков, но… Все зависит от того, как это сделано! Управлять ползунками в Peugeot одно удовольствие: расположение, перемещение, усилие, четкость — все в самый раз, а яркая символика исключает ошибки. Отлично!

Об эффективности работы обеих систем судить было трудно, поскольку погода стояла «средняя» — ни тепло, ни холодно. Но отметим хороший подвод воздуха в среднюю часть салона — тут обе машины были на высоте.

И последнее. В салонах мы обнаружили множество всевозможных ящичков и полочек под разные мелочи. Причем Shuttle имеет два «бардачка» на привычном месте и зашитую там же вторую (для пассажира) надувную подушку безопасности. В Peugeot тоже два «бардачка», но подушка только одна — у водителя.

«МАШИНЫ-ТРАНСФОРМЕРЫ»

Вот мы и подошли, пожалуй, к самому главному вопросу: насколько удобны и ниверсальны салоны наших машин?

«Специалисты широкого профиля»Honda Shuttle. Автомобиль 6-местный: два места спереди, два раздельных сиденья во втором ряду и двухместный диванчик в третьем. Салон этот не поражает возможностями изменить «обстановку». Можно сделать следующее: убрать одно или два кресла среднего ряда и сложить диванчик третьего ряда. И это — все. Негусто. К тому же распашные двери затрудняют вытаскивание отстегнутых кресел среднего ряда из салона — женщине, например, с этой задачей будет справиться очень непросто. К слову, это один из недостатков универсалов повышенной вместимости — вариантов трансформации салонов у них, как правило, немного, и этим они сильно проигрывают «чистокровным» минивэнам.

Но нет худа без добра. Например, замечательный задний диванчик. Он двухместный и очень удобный. Выйти оттуда можно, пробравшись через довольно широкий проход между сиденьями в среднем ряду. Но это не все. Диванчик легко складывается и прячется в нише багажника, образуя ровную поверхность с полом салона. Так что, если нужно срочно перевезти объемный груз, то складываете за пол минуты задний диванчик — и на образовавшейся площади смело размещаете поклажу. Не надо ничего снимать и вытаскивать. К тому же в машине осталось еще четыре полноценных места. Блеск!

Кроме того, вместо двух кресел среднего ряда по заказу можно установить один трехместный диван, и автомобиль станет 7-местным. Правда, нам не известно, будет ли поставляться такой вариант в Россию.

«Специалисты широкого профиля»Peugeot 806 — машина 7-местная (2+3+2). Ну, а с трансформацией салона дело обстоит так, что и за пару часов всего не перепробуете! Во-первых, можно снять каждое из пяти кресел (не считая двух передних) по отдельности. Во-вторых, среднее кресло в среднем ряду складывается, превращаясь в столик, на котором есть углубления для стаканов. Развернув на 180° передние сиденья (правда, в нашей комплектации этого сделать было нельзя), можно устроить очень уютное застолье! В-третьих, сняв этот «столик» вообще, можно поставить посвободнее (по ширине) оставшиеся два кресла в среднем ряду — и тогда автомобиль превратится в 6-местный лайнер с одинаковым уровнем комфорта для всех пассажиров. В-четвертых, сиденья второго и третьего рядов имеют по два варианта расположения по длине салона. То есть можно расставить сиденья посвободнее, пожертвовав объемом багажника. А можно пожертвовать комфортом (местом для ног) в угоду багажному отделению. В-пятых, вместо двух задних кресел можно заказать 3-ме-стный диванчик, и автомобиль станет 8-местным. В-шестых…

Хватит! Помножьте все перечисленное выше друг на друга и уже получите астрономическое число вариантов трансформации салона! К тому же, широкие сдвижные боковые двери позволяют заниматься такими манипуляциями без особых проблем.

А вот разложить сиденья так, чтобы получились удобные спальные места, нам так и не удалось. Лучший вариант — снять их вообще. Ведь в Peugeot абсолютно ровный (без единой ямки или бугорка) пол, на котором можно очень вольготно развалиться. Вот только куда прятать сиденья на ночь? Вдруг дождь пойдет? Но это мы уже привередничаем, слишком много хотим.

«Специалисты широкого профиля»А что не понравилось — так это ручки сдвижных дверей. Они вертикальные. И если передние распашные двери открываются легко (тянешь на себя ручку, открывается замок, затем открывается дверь), то чтобы сдвинуть вбок задние двери нужно опять же потянуть ручку на себя для открытия замка, а вот потом, удерживая ручку в таком положении, двигать дверь назад. Тяжело! Особенно несладко придется детям. Примерно та же ситуация и с открыванием этих сдвижных дверей изнутри. Досадный промах.

НА ХОДУ

А какая динамика нужна автомобилям такого типа? Да такая же, как и легковым машинам! С той лишь разницей, что динамические параметры обусловлены здесь скорее не желанием потешить самолюбие водителя и пощекотать нервы пассажирам, а необходимостью органично вливаться в современный, весьма динамичный транспортный поток. Ну и, конечно, для скорейшего перемещения людей и грузов в пространстве. Здесь Honda взяла верх, не оставляя Peugeot никаких шансов.

Напомним, что Shuttle оснащен 2,2-литровым мотором мощностью 150 л. с. Двигатель Peugeot объемом 2 литра явно слабее — здесь 121 сила. Однако нужно оговориться. Honda может предложить покупателю только один вышеупомянутый мотор, других вариантов нет. Попутно отметим, что Shutlle и «коробку» имеет только одну — автоматическую. А вот Peugeot гораздо щедрее и предлагает на выбор еще три мотора: тот же 2-литровый, но с турбонаддувом (147 л. с.), 1,9-литровый дизель (92 л. с.) и 2,1-литровый турбодизель (109 л. с.). И это — плюс.

«Специалисты широкого профиля»Итак, Honda оказалась резвее. У машины и разгон поинтенсивней, и максимальная скорость побольше. Чувствуется преимущество почти в три десятка «лошадей». Да и хондовские моторы — это ведь всегда нечто особенное! Однако это превосходство смогут оценить только поклонники активной езды, поскольку в штатных режимах движения оба автомобиля вполне обеспечивают необходимую динамику.

К автоматической КПП на «японце» претензий нет. Передаточные числа трансмиссии, моменты переключения передач рассчитаны таким образом, чтобы и в городе (50—80 км/ч), и на загородном шоссе (90—120 км/ч) водитель располагал бы достаточным запасом мощности и крутящего момента для динамичной езды в транспортном потоке. Вторая передача позволяет (когда газ — в полу) очень резво разгоняться до 120 км/ч (по спидометру), с лихвой перекрывая диапазон скоростей в городских условиях движения. И с третьей передачей можно делать почти то же самое, но менее динамично. А четвертая используется скорее как экономичная, причем и на трассе, и в городе при спокойной, неторопливой езде.

На Peugeot с механической коробкой водителю уже нужно самому решать, на какой передаче ехать. Однако как ни упирайся, a Shuttle на 806-м все равно не догонишь.

Тормоза у машин великолепны. Но Honda и здесь понравилась больше: чувствительная, информативная педаль, сумасшедшее замедление, своевременная и эффективная работа АБС. На Peugeot не понравилась низкая информативность педали — она не обеспечивает быстрой и точной дозировки тормозного усилия.

Что касается управляемости, то Peugeot явно лучше на малых скоростях, на извилистых дорогах, a^Honda особенно хороша на высоких скоростях, на прямых дорогах и в пологих поворотах. Почему?

Реактивное действие рулевого управления Peugeot обеспечивает прекрасную связь с автомобилем во всех условиях и режимах движения — будь то скоростная прямая или крутой поворот. Водитель держит автомобиль в руках, чувствует все нюансы его поведения. К сожалению, этого не скажешь про Shuttle: здесь желаемая информативность сохраняется только при малых углах поворота рулевого колеса (до 60°). При больших углах усилие нарастает менее активно и нарушается информативность — водитель хуже чувствует автомобиль. К тому же Shuttle менее чувствителен к управлению, что в сочетании с недостаточной поворачива-емостью делает автомобиль менее удобным в крутых поворотах.

Реакции Peugeot на поворот руля более резкие. Это хорошо на крутых виражах, удобнее в городе. А вот на высокой скорости «рулить» приходится уже весьма осторожно. К тому же машина сначала реагирует, на поворот руля одной кривизной дуги траектории, а через 0,5—0,7 с увеличивает кривизну. Это, конечно, вовсе не опасно, но уже требует повышенного внимания водителя. Конечно, не последнюю роль во всех этих нюансах сыграли шины — Peugeot оснащен покрышками Michelin МХТ 195/65 R15, a Shuttle обут в Dunlop SP Sport 200 205/65 R15.

Подвеска на Peugeot заметно жестче. Кузов автомобиля в большей степени повторяет волны дорожного покрытия, да и жесткие неровности, выбоины отчетливее передаются ездокам. А когда машина выезжает с асфальта на булыжник, то водителю работы прибавляется: автомобиль начинает «плавать» на дороге — только успевай удерживать. Honda гораздо мягче, причем не доставляет неудобств водителю и на булыжнике. Одна из очевидных причин — независимая подвеска всех колес, с небольшими изменениями заимствованная с модели Accord. Это, кстати, первый минивэн с полностью независимой подвеской (на Peugeot задние колеса соединены торсионной балкой).

Но и здесь сделаем оговорку. Сказанное выше относится к незагруженным автомобилям (только водитель) или загруженным на 50%. Испытания с полной нагрузкой не проводились, поскольку мы решили, что это — весьма редкий режим эксплуатации. А еще разные люди по-разному переносят определенные виды колебаний. Кого-то доводит до ручки мелкая тряска и вибрации, и он охотнее «поплыл» бы в мягком автомобиле. У других от слишком мягкой подвески начинается «морская болезнь».
Итак… Тем, кто решил приобрести минивэн в полном смысле этого слова, мы бы посоветовали Peugeot 806. Вы получите великолепное транспортное средство с комфортом и экономичностью легкового автомобиля, но с вместимостью почти как у микроавтобуса. А бесчисленные варианты трансформации салона позволят «выбирать» автомобиль на каждый день и случай.

Но если вы придерживаетесь более «легковых» взглядов, предпочитаете автомобили с классическими распашными дверями и при этом иногда нуждаетесь в перевозке крупногабаритных вещей, то вам в самую пору будет Honda Shuttle. Этот автомобиль больше подойдет и тем, кто часто отправляется в дальние круизы по магистральным дорогам, а вот Peugeot 806 пригоден скорее для каботажных плаваний вокруг города приписки.

Думаем, не последнюю роль в выборе машин сыграет и цена. Peugeot 806 в комплектации SR и с 2-литровым мотором продается за 32000 долларов (включая таможенную очистку). Honda Shuttle в комплектации ES с 2,2-литровым мотором стоит 39900 долларов (опять же, включая таможенную очистку).

В Европе минивэны в частном пользовании (для дома, для семьи) давно уже стали привычным делом. В России с нашими стереотипами эти автомобили в первую очередь будут использоваться в качестве служебного транспорта. И лишь позже, раскусив преимущества минивэнов, их начнут покупать в качестве семейных машин. А можно это совместить. Всю неделю вы (или ваш водитель) можете гонять по рабочим делам, а на выходные, имея такую машину, сам Бог велел рвануть с семьей куда-нибудь за город, прихватив с собой соседей и кучу провианта. Места хватит.