ВАЗ-21213-06. Экстремальная Нива

ВАЗ-21213-06. Экстремальная НиваНа этих Нивах нет никаких нарядных пластмассовых молдингов или накладок на боковинах кузовов, нет никаких блестящих цацок. Но из потока себе подобных эти автомобили все-таки выделяются. В глаза бросаются внушительные колеса и шины, а еще — мощное функциональное навесное оборудование. Быстро становится ясно, что это —вовсе не пижонские машины. Это — Нивы-работяги, сделанные специально для экспедиций, проходящих в экстремально сложных условиях.

НАЧИНКА

Родом эти Нивы — из конструкторско-экспериментального отдела спортивных автомобилей АвтоВАЗа, и при их подготовке были применены многие решения, разработанные для вазовских машин, участвующих в марафонах, и в марафонах же проверенные.

Главная цель такой спецподготовки — обеспечить высочайшую надежность. Так что в любом случае эти машины полностью, до винтика, перебираются вручную.

Работа начинается с «черного» (то есть некрашеного) кузова. Усиливаются все слабые и ненадежные места, и в итоге под полом кузова появляется некое подобие рамы. В местах крепления дополнительных элементов (кронштейна запасного колеса, защитных дуг, подножек и т. д.) также заложены усилители. Кроме того, на каждом автомобиле предусматривается установка специальных буксирных устройств сзади и спереди, обеспечивающих возможность сцепки типа «тяни-толкай». Это позволит, например, составлять машины «паровозиком» для прохождения особо труднопроходимых участков.

Пол кузова обрабатывается термоизоляционным материалом, а двери, боковины кузова и колесные арки оклеиваются и вовсе толстым-толстым слоем термоизолирующего материала, заимствованного из арсеналов аэрокосмического комплекса.

Обычные задние боковые стекла здесь заменены на лексановые, оклеенные защитной пленкой. Предусматривается на случай суровых зимних условий и установка двойных ветровых стекол.

Рабочий объем двигателя 1800 «кубиков». Это — «двеститринадцатый» мотор с увеличенным (за счет применения оригинального коленвала) до 84 мм ходом поршня. В итоге этот мотор выдает всего 90 «лошадок», зато «раздутый» распредвал обеспечивает крутящий момент до 150 Нм. «Снимается» с двигателя такой крутящий момент с помощью уве-
личенного (диаметр 215 мм) сцепления.

В системе охлаждения, в дополнение к штатному вентилятору (который, кстати, на зимних этапах снимается), появился и электровентилятор, установленный на радиаторе. А еще в систему охлаждения двигателя включили независимый автономный отопитель Webasto. Он может не только поддерживать заданный тепловой режим неработающего двигателя, но и по введенному в программу расписанию прогревать и мотор, и салон автомобиля.

Перейдем к системе питания. Здесь установлен карбюратор Solex, но с «персональными» регулировками. На полу багажника появился дополнительный (резиновый, пожаробезопасный) 90-литровый топливный бак. Так что теперь общий запас топлива в баках составит 133 литра.

Система зажигания — «двойная». Здесь очень легко, в случае неисправности, быстро переключиться на запасную катушку или коммутатор.

А что с «ходовой» частью? Коробка передач и раздаточная коробка усилены — на них «одели» специальный бандаж. Весьма деликатный ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) между «коробкой» и «раздаткой» здесь заменен более простой и надежной крестовиной. Усилили с учетом увеличения общей массы автомобилей балки заднего моста. Передаточное отношение главных пар увеличено до 4,1, в заднем мосту установлен еще и самоблокирующийся дифференциал. Шпильки крепления колес — тоже усиленные, с резьбой Ml4.

В подвеске применены более жесткие пружины — от Нивы-броневика ВАЗ-212182. Шаровые опоры — повышенной прочности, а серийные амортизаторы уступили место более мощным газонаполненным Boge.

Трехопорный французский рулевой механизм Gemmer с измененным передаточным отношением призван снизить усилия на руле. Для этих же целей в маятниковом рычаге взамен пластмассовых втулок (подшипников скольжения) установили игольчатые подшипники.

Не забыли об аккумуляторах. Они здесь «северного исполнения», емкостью 75 ампер-часов. Причем на случай, если для запуска мотора придется «прикуривать» от другой машины, для быстрого соединения предусмотрены специальные разъемы. Взамен обычного генератора установили два 70-амперных, подключенных параллельно, чтобы повысить надежность «зарядной установки». Ведь энергопотребителей на этих машинах будет гораздо больше. Это, кроме уже упомянутой системы Webasto, мощнейшая светотехника (основные фары 100/55 ватт, две 130-ваттные «противотуманки» на «кен-гурятнике», «люстра» из прожекторов такой же мощности на крыше, фара-искатель и фара заднего света), преобразователь напряжения на 220 вольт мощностью 400 ватт да еще электролебедка Ramsey с тяговым усилием до 2,4 тонн... Так что пожирателей электроэнергии здесь хватает.

А самое экстравагантное на этих машинах — колеса. Кованые диски 6Jxl5 фирмы Авиатехнология и шины Goodyear размерности
205/75 R15 или 215/75 R15 с «зимне-грязевым» протектором M+S.

В САЛОНЕ

И здесь хватает переделок и доделок. Бросается в глаза небольшой обтянутый кожей руль. Сиденья здесь — глубокие, спортивные фирмы Recaro, задние — упрощенные (на фанерной основе тонкий слой плотного поролона, обтянутого тканью). Вот, пожалуй, и все. Если, конечно, не считать мелочей: по краям панели приборов есть евроразъемы (для подключения различного дополнительного оборудования), штурманская лампочка, измененный блок предохранителей, «кучка» дополнительных выключателей, вместительные карманы на дверях и дополнительные плафоны в зоне поручней задних пассажиров.

ПО АСФАЛЬТУ

Ездовое знакомство, как водится, начнем с асфальтовых дорог. И сразу же — разительные отличия от серийной Нивы. Машина легче трогается с места, легче разгоняется. В общем, стала живее. Хотя, казалось бы, увеличение рабочего объема двигателя всего-то на «пол-стакана» должно быть компенсировано увеличением массы (эта Нива весит почти на 200 кг больше, чем серийная). Впрочем, не нужно забывать и об увеличении передаточного числа главной пары.

Мотор начинает легко и ровно раскручиваться с самого низа, как говорится, «из подвала оборотов» и легко крутится до шести тысяч. И обеспечивает вполне равномерную тягу во всем диапазоне оборотов.

Изменился общий характер шумов. Теперь на фоне двигателя слышен только шум работы «раздатки», а характерный для обычной Нивы подвывающий звук здесь уже отсутствует. Видимо, сказалась дополнительная изоляция. Исчезли и резонансные шумы.

Здорово изменилась в лучшую сторону плавность хода. И вообще машина стала вести себя солидней. Исчез характерный нивовский галоп-раскачка, в который короткая машина обычно ударяется при движении по неровным дорогам. Здесь, конечно, помогли и увеличение массы автомобиля, и изменения характеристик подвески, и другие шины.

Причем напрочь отсутствует впечатление жесткой подвески, хотя она таковой является. Опять же, спасибо мягким шинам с большой энергоемкостью. Именно благодаря им Нива совершенно безболезненно проходит не только асфальтовые швы и трещины, но и приличные выбоины, которых на дорогах после зимы появилось великое множество. Все это шины попросту «проглатывают», даже не напрягая подвеску, не говоря о кузове.

Газонаполненные амортизаторы позволили машине более цепко держаться на дороге. С одной стороны, они не позволяют ей раскачиваться, а с другой, не позволяют колесам отрываться от асфальта. Эта Нива великолепно держит заданное направление, легко прописывает как пологие, так и крутые повороты. Здесь же отметим и легкость вращения рулевого колеса. Впечатление такое, что появился гидроусилитель. Однако увеличение «количества вращения» напоминает, что собака зарыта именно в изменении передаточного отношения.

Есть, правда, один неприятный момент. Машина с более широкими (215/75) шинами на скорости больше сотни начинает слегка плавать на дороге. Так что такая размерность шин не очень-то подходит для скоростных прогулок по шоссе. Но ведь не для таких прогулок готовили эту машину!

А потому — съезжаем с асфальта и углубляемся в лес. Там, в тени деревьев мы и застали еще достаточно глубокий снег. Причем такой снег — самый тяжелый по части проходимости: уже неоднократно подтаяв и замерзнув, он превратился в очень серьезное препятствие. То, что нам нужно!

СЪЕЗЖАЕМ С ДОРОГИ

ВАЗ-21213-06. Экстремальная НиваПытаемся подняться на пологий подъем. Колеса начинают пробуксовывать. Пробуем очень медленно накатать колею. Но вот один из нас не выдерживает и, разогнавшись, выпрыгивает на холм. Вторая машина, взметнув фонтан снега, повторяет маневр. Неужели так просто? Кстати, нас поразила мягкость приземления после прыжка! Жесткого удара не ощущается, не было и никаких стуков. Скорее всего, опять помогли большие и мягкие шины — при приземлении именно они взяли на себя добрую часть энергии. Чтобы убедиться, повторяем маневр. Опять мягкое приземление. Здорово!

В ходе этих упражнений проявились некоторые нюансы. Итак, 1800-кубовый моторчик вновь подтвердил, что имеет очень неплохие «низы», позволяющие ползти практически на холостом ходу. Ставим «плюс». Шины неплохо ведут себя и на сыром снегу, и на скользкой прошлогодней траве, и на сырой земле. Ставим еще один «плюс». А вот включение сцепления происходит слишком резко, и особенно это заметно при трогании на первой пониженной. Здесь придется поставить «минус».

Теперь пытаемся штурмовать более крутой заснеженный подъем — градусов 15— 20. Летом-то, пожалуй, здесь не будет никаких проблем, но у нас — снега по колено. Аккуратно накатывая колею, буквально сантиметр за сантиметром, выходим, не спеша, на «наклонную» плоскость. И тут машина сдается, зависая на подъеме. Все, выше подняться не можем. Сидим на брюхе. Назад, то бишь вниз, еще можем сползти, а наверх — никак. Но нам-то надо наверх!

Решаем попробовать сделать то же самое на второй машине, но в другом месте, на более пологом подъеме. Опять накатываем въезд на заснеженный холм, заодно убеждаясь в том, что под снегом нет пеньков. Теперь можно разогнаться. Высокий прыжок — и Нива на вершине бугра. Здесь уже можно развернуться и зацепить лебедкой зависшую машину.

Подключаем второй генератор, пульт управления лебедкой, вытягиваем трос. Пошло дело. Только снег под колесами поскрипывает. Небольшими рывочками застрявшая Нива приподнимается из глубокой снежной ямы и потихоньку вползает на бугор. Забрались! Цепи, трапики и специальный домкрат так и оказались невостребованными.
Может быть, летом пригодятся?

По материалам журнала АВТОРЕВЮ
С. МИШИН

30-05-2014, 23:06
Похожие новости
  • Damas — узбекский первенец
    Об узбекском заводе, занимающемся сборкой авто, его перспективах мы подробно рассказали в одной из статей, а сегодня — рассказ о коротком...

  • Последний дюйм
    Ока — самый маленький из выпускаемых ныне в России автомобилей. И если на загородных шоссе этот автомобильчик частенько остается в...

  • Крошка сын к отцу пришел...
    Сколько воды с тех пор утекло, когда наших экспертов на испытаниях покорил прекрасной эргономикой рабочего места водителя, очаровал...

  • «Двуликий Янус» из Ярославля
    Появление на рынке ярославских шин Я-425 с двойным рисунком сразу же обратило на себя внимание автомобилистов. Посыпались вопросы: почему...

  • Какие шины поставить на Ниву?
    Стремление владельцев отечественного автомобиля хоть как-нибудь улучшить неброский внешний вид машины неистребимо. И немудрено, что Нива,...

  • Комментарии

    НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.