Можно ли приручить ягуара?Я нередко сталкивался с такими «оптическими» сюрпризами. Рассматриваешь фотографии какого-нибудь нового роскошного спортивного автомобиля и представляешь, что «в жизни» это очень большая машина, распластавшаяся чуть ли не на всю ширину проезжей части. А как только столкнешься с ней воочию, то поражаешься, насколько же она маленькая, «нормальная». Так было с Ferrari, так было с автомобилями Aston Martin, Lamborghini… И я думал, что так же будет с новейшим автомобилем Jaguar ХК8. И не угадал.

Jaguar ХК8 оказался действительно большим автомобилем. Во всяком случае, первое впечатление было именно таким, когда нежданно-негаданно мне выпал счастливый случай поездить на ХК8 за несколько недель до начала официальной «ездовой» презентации для прессы.

Это был темно-синий кабриолет. Его крыша была сложена, и в лучах яркого солнца салон машины предстал в полном великолепии: светло-светло-бежевая кожа сидений, деревянная отделка приборной панели, деревянно-кожаный руль…

Так что пора нам представить себя в роли весьма состоятельных людей, способных заиметь и содержать такую «кошку». Неторопясь осмотримся и совершим 100-километровую поездку. Иногда будем ездить спокойно и чинно, а порою, если нет серьезных опасений. что где-то за поворотом притаился страж дорожного порядка с радаром, «закрутим» стрелку спидометра за отметку 230 км/ч.

КОМУ ОН НУЖЕН?

По моим представлениям, нынешние автомобили Jaguar занимают некое пограничное положение между запредельно-дорогими эксклюзивными спортивными итальянскими или английскими машинами и «макушками» в производственной программе изготовителей «массовых» автомобилей, например, фирм Mercedes-Benz или BMW. В принципе «восьмерка» BMW или родстер Mercedes SL могут быть и более «навороченными», и более дорогими, нежели автомобили Jaguar. Но дело в том, что под маркой Jaguar пока что вообще не выпускаются «доступные» машины, и это обстоятельство привлекает многих состоятельных покупателей. Ведь достаточно сказать, что человек ездит на Ягуаре, и нет смысла давать дальнейшие уточнения. А вот владельцу BMW, состоящему в том же «клубе» небедных людей, нужно будет еще добавйть, что у него BMW восьмой или седьмой серии (а вовсе не «трешка»).

В следующем году планируется выпустить 1200 автомобилей Jaguar ХК8. Предполагается, что по меньшей мере 60% из них будут проданы в США, причем 70% придется на кабриолеты и лишь 30% — на машины купе с жестким верхом. В самой Англии будет продано около 20% всех выпущенных автомобилей, но здесь отдают предпочтение закрытым машинам: на купе придется 60%. Два других крупных рынка сбыта — это Германия (7%) и Япония (4%). Что касается России, то Jaguar ХК8 здесь, конечно же, появится, но число официальных продаж, вероятно, будет исчисляться единицами.

СПОРТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПО-АНГЛИЙСКИ

Можно ли приручить ягуара?Производители называют эту машину спортивным автомобилем высшего класса. Что это значит? То, что здесь жесткая энергоемкая подвеска? «Острый» руль? Ничего подобного! Все это — совсем из другой оперы. Хотя…

Обойдем вокруг нашего хищника. На огромных легкосплавных дисках (диаметр обода — 18 дюймов) — роскошные низкопрофильные шины Pirelli серии Р Zero, специально «доведенные» для применения на этой машине. Задние колеса на 10 мм шире передних: 255/45 ZR18 против шин 245/45 ZR18 спереди.

Можно ли приручить ягуара?Откроем капот. Гигантская крышка плавно поднимается вверх, открывая впечатляющую картину. Между двумя головками блока V-образной «восьмерки» словно поселился удав. Сейчас он свился спиралью и отдыхает… Именно так выглядит «настроенный» впускной коллектор замысловатой формы. Глянешь раз на такой мотор, и всякие мысли о самостоятельном ремонте пропадут раз и навсегда. Благо, судя по заявлениям производителя, даже элементарным техобслуживанием придется заниматься крайне редко. Первого серьезного ТО двигатель потребует через… 160000 (сто шестьдесят тысяч!) километров. Именно после такого пробега нужно будет поменять длинный «генераторно-насосный» ремень (газораспределительный механизм здесь приводится цепью) и свечи зажигания. А до этого пробега — менять масло и фильтры через каждые 16 тысяч километров.
Четырехлитровый мотор развивает без малого 300 л. с. мощности и 400 Нм крутящего момента.

Захлопнем капот и откроем баажник. Это действительно багажник, чего никак не ждешь от спортивного кабриолета! Его объем — 307 литров, таким «грузовым отсеком» может похвастать не всякий седан среднего класса! Зная круг интересов покупателей автомобилей Jaguar, дилеры уточняют: сюда без проблем умещаются два полных набора клюшек для игры в гольф. Это обстоятельство, вероятно, также учитывается термином «спортивность».

Можно ли приручить ягуара?Теперь осмотримся в салоне. Его пассажирская формула — 2+2, то есть сзади как бы есть место еще для двоих пассажиров. Но, несмотря на то, что и задние «как бы сиденья» обшиты кожей, забираться туда даже ради эксперимента мне не захотелось: уж очень тесно. По большому счету, Jaguar ХК-8 — это, конечно, автомобиль для двоих. «Классические» круглые приборы утоплены в цилиндрических углублениях передней панели. Три из них — часы, вольтметр и указатель давления масла — вынесены на центральную часть панели.

Включив зажигание, понимаешь, что эти приборы не такие уж простые: под шкалой спидометра, например, ожил дисплей бортового компьютера, выдающий, по выбору водителя, информацию о средней скорости, мгновенном и среднем расходе топлива, запасе хода на оставшемся в баке бензине и т. д.

Быстро стало ясно, что электрифицировано, оснащено сервоприводами здесь все, что можно! Одним рычажком регулируется в двух плоскостях положение рулевого колеса, есть четыре электрорегулировки сидений, электроприводы зеркал и стекол и, наконец, электропривод крыши. Эту крышу, в отличие от многих других кабриолетов, не нужно вручную, с помощью мощных рычагов, фиксировать на рамке лобового стекла; все, что нужно от водителя, — лишь нажать на кнопочку и подождать 15—20 секунд. Многие электрорегулировки можно ввести в память, и после того, как машиной пользовался другой человек, настроив все «под себя», нужно лишь нажать одну кнопку — и все восстановится вновь. Так что у владельца не возникнет раздражения из-за того, что «кто-то сидел на его стуле». Есть здесь и круиз-контроль, и система противоскольжения, и возможность управлять приемником с CD-проигрывателем с помощью кнопок на руле…

Об «аудионачинке» стоит сказать особо. В стандартной комплектации — это 80-ваттная система с четырьмя громкоговорителями. Но аудиофилам в качестве «опции» предлагают нечто изысканное. Это система фирмы Harman/Kardon с 8-канальным усилителем мощностью 240 Ватт. Громкоговорители подбирались и располагались с учетом акустических особенностей салона, а венчает эту россыпь динамиков сабвуфер с диффузором диаметром 200 мм. Активные кроссоверы помогли достичь высочайшего качества звука при звуковом давлении в 107 дБ.

Есть здесь, конечно, и система климат-контроля, и все для быстрой установки GSM-телефона. Что еще? Наверняка я что-то упустил, но уж больно хочется поездить.

Завожу мотор и перевожу рычаг автоматической пятиступенчатой трансмиссии (других здесь не предусмотрено) в положение D. Случайно промахнуться мимо этой позиции невозможно. Рычаг перемещается вдоль прорези, напоминающей перевернутую букву П. Миновав стандартные положения R и N, рычаг упирается в «крышечку» буквы П, и это как раз соответствует режиму D.

Если по каким-то причинам нужно ограничить переключение передач «вверх» четвертой, третьей или второй передачей, то рычаг уводится левее и перемещается уже по левой прорези. Пожалуй, это самый удобный вариант из всего, что я встречал на автомобилях с «автоматами» раньше.

На удивление легко выезжаю с тесной стоянки. Тут, конечно, помогли по меньшей мере два обстоятельства.
От упора до упора руль совершает всего 2,8 оборота; при этом колеса поворачиваются на угол, позволяющий этой немаленькой машине описать окружность диаметром всего 11 метров. Кроме того, в зависимости от угла поворота руля меняется передаточное число рулевого механизма. И это не все. Меняется и помощь гидроусилителя. Она очень высока на малых скоростях (руль можно крутить одним пальцем), но с ростом скорости интенсивность усилителя падает, чтобы обеспечить более надежную обратную связь, «чувство автомобиля». В «нулевой зоне», когда автомобиль едет по прямой, усилитель вовсе не вмешивается, включаясь в работу только при отклонениях руля.

Плавно-плавно выехал на дорогу. Разгоняюсь. И, забегая вперед, скажу, что если бы меня попросили одним словом охарактеризовать мои впечатления от этой машины, то им было бы слово «плавно», оно стало ключевым.

Попытка «низкого старта» с дымком из-под колес успехом не увенчалась: ненавязчиво вмешалась «интеллигентная» система противоскольжения, «придушив» двигатель ровно настолько, чтобы передаваемый к ведущим задним колесам крутящий момент не срывал их в пробуксовку, но обеспечил максимальное ускорение, которое возможно на этих шинах.

Подвеска безболезненно проглатывала швы и стыки и мягко «облизывала» пологие волны, без намека на раскачку. Очень комфортно!

Можно ли приручить ягуара?А как же со спортивностью? Здесь это понятие переведено в другую, не «гоночную», а «аристократическую» плоскость. Автомобиль может очень и очень многое, но его реакции на действия всеми органами управления остаются очень мягкими, «кошачьими». Руль поначалу кажется чрезмерно легким и даже неинформативным. Но стоит разогнаться побыстрее, как начнешь понимать, что здесь есть все, что нужно. Во-первых, появляется великолепное «чувство пря-
мой»: Jaguar стелется по асфальту словно по рельсам, не требуя от водителя даже при скоростях за 200 км/ч никаких корректирующих действий, никаких нервных подруливаний. В то же время даже при относительно резких перестроениях из ряда в ряд для обгона не требуется «искать» правильный угол, на который нужно повернуть руль. Появляется и информативность, и четкость реакций.

Те же ощущения и в напряженном повороте. После расслабляющей «прямолинейной» езды на виражах Jaguar проявляет целостность, собранность, словно этот хищник напряг все мышцы. Конечно же, автоматическая коробка и система контроля тягового усилия (traction control) ограничивают свободу действий в предельных режимах. Но, право, «мести хвостом» в повороте вам вряд ли захочется. Во-первых, уже в силу того, что сами по себе предельнее возможности этой машины очень высоки. В большинстве случаев, даже если передние колеса начали слегка соскальзывать за пределы выбранной траектории, достаточно лишь слегка сбросить газ — и Jaguar сделает все, что вы хотели. А во-вторых, на этой машине просто не хочется визжать шинами в поворотах, сама ее идеология претит этому.

Эксперименты с резким маневрированием я быстро прекратил и предался сладкой неге быстрой, но в то же время плавной и корректной езды.

Жаль, конечно, что я не состою ни в каком гольф-клубе, что нет у меня теннисного корта… И что сегодня я не приглашен на пикник с коронованными особами. А то бы я, так и быть, заехал. Машинка у меня сегодня подобающая случаю!