Караваном по ИрландииКакими соображениями руководствуется автомобильная фирма, выбирая место для демонстрации журналистам своей очередной новинки? Этот вопрос интересовал меня всегда.

Угадать место на земном шаре, где придется оказаться, участвуя в очередном тест-драйве, порою очень непросто. Вот и на этот раз выяснилось, для участия в презентации универсала Opel Vectra Caravan мне придется получать ирландскую визу. «Но почему именно Ирландия?» —спросил я у организаторов. — Просто мы там еще никогда не были.

За частным аэропортом в ирландском городке Кнок водится слава культового места. «I’ve never seen a miracle like the Airport up in Knock», — поет в популярной балладе ирландская певица Кристи Мур. Чтобы понять, почему оказался воспетым набор железобетонных конструкций, я заставил себя прочитать рекламный буклет. Согласно преданию, в конце восемнадцатого века на землю Ирландии явился чудотворный образ Девы Марии. Место, где это произошло, стало центром паломничества. Даже по прошествии двух веков поток желающих побывать на святом месте был настолько велик, что по инициативе священника местного прихода Джеймса Горана и был построен аэропорт.

Святые места встретили нас сильными порывами ветра и проливным дождем. Фотокамеру можно даже не расчехлять: при такой погоде любая съемка окажется «проваленной».

А вот и светло-голубой Opel Vectra Caravan, припаркованный прямо перед зданием аэропорта.

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ СРЕДНЕГО КЛАССА

Караваном по ИрландииУ этого автомобиля есть по меньшей мере два важных качества. Первое — безошибочная узнаваемость, причем попытка превратить седан в универсал не увенчалась потерей, привычных черт «вектровского» облика. Перед нами не просто Opel, а именно Opel Vectra.
Второе качество — отсутствие уже ставших навязчивыми черт биодизайна. При всей своей современности, Vectra Caravan не превратился в «обмылок», и внешность машины скорее можно назвать классической, строгой.

Коэффициент аэродинамического сопротивления нового кузова очень неплох — 0,32, однако это не главное. Посмотрите, как ловко дизайнеры ушли от тяжеловесности облика. Линия боковых стекол после центральной стойки постепенно поднимается вверх. Приблизительно с этого же места начинает «падать» и верхний контур бокового остекления. Кузов приобретает легкую клиновидность и уже не воспринимается как обычный массивный универсал.

Наклеенный на боковые поверхности дверей черный пластмассовый молдинг удачно сочетается с пластиковыми вставками на бамперах, и вместе с темными окантовками стекол и релингами на крыше эти пластмассовые детали удачно подчеркивают стремительность облика.

Сквозь темную окантовку стекла пятой двери проглядывает дополнительный стоп-сигнал. Этот вытянутый горизонтальный фонарь набран из 16 красных светодиодов. Начиная с 1997 года фонарями-дублерами серийно оснащаются все машины Vectra. Такое решение было принято после серии специальных исследований по активной безопасности. По сравнению с обыкновенной лампой накаливания, светодиоды срабатывают быстрее, и обусловленный этим выигрыш во времени реакции водителя позволяет уменьшить на 6 метров тормозной путь со скорости 100 км/ч.

ДВИГАТЕЛЬ ПО ИМЕНИ ЕСОТЕС

Ecology, Economy, Technology — так расшифровывается название ЕСОТЕС серии двигателей фирмы Opel, производство которых было начато в 1993 году. Идея программы ЕСОТЕС заключается в создании современных двигателей внутреннего сгорания, совмещающих в себе такие качества, как высокие удельные показатели, выгодную характеристику крутящего момента, экономичность и низкую токсичность выхлопа. По мнению инженеров-дви-гателистов фирмы Opel, совместить в себе эти свойства могут лишь двигатели с четырехклапанным газораспределением. Для модели Vectra Caravan таких моторов пять: 1.6 16V (100 л. с., 150 Нм), 1.8 16V (115 л. с.,(136 л. с., 188 Нм), 2.5 V6 (170 л. с., 230 Нм) и 2.0 D1 16V (82 л. с., 185 Нм). Последний из перечисленных моторов — самый интересный. Этот турбодизель является первенцем в «дизельной» программе ЕСОТЕС и первым серийным легковым дизелем в мире, в конструкции которого совмещены четырехклапанное газораспределение и непосредственный впрыск топлива.

Караваном по ИрландииВ чем преимущества такого мотора? Прежде всего в экономичности: вооруженный новым дизелем Opel Vectra Caravan показывает при замерах по методике Euromix расход топлива в 5,3 л/100 км и оказывается на 17% экономичнее сегодняшней модели Vectra 1.7TD. Столь низкий аппетит достигается за счет оптимизации процессов горения и складывается из трех факторов.

Первый из них — особенности протекания такта впуска на дизеле с непосредственным впрыском топлива. Чтобы этот процесс смесеобразования проходил эффективнее, впускные каналы в двигателе делают наклонными: ударяясь в тороидальную поверхность камеры сгорания, воздушный поток закручивается по спирали и возникающая турбулентность обеспечивает образование однородной топливовоздушной смеси. Если впускной тракт мотора обслуживается одним клапаном, то из-за нестабильности вихреобразования на низких оборотах эффективность смесеобразования снижается.

Второй фактор связан с особенностями работы топливоподающей системы. Поскольку топливный насос на дизелях с непосредственным впрыском топлива развивает очень высокое (до 1300—1500 атм) давление, форсунка обеспечивает сверхмелкодисперсное распыление топлива, что также благоприятно сказывается на качестве смесеобразования.

Третий фактор. Все четые клапана этого дизеля управляются одним распределительным валом (такая схема называется SOHC), а отход от популярной двухвальной схемы (DOHC) инженеры фирмы Opel объясняют простым желанием сэкономить: применение одного распределительного вала позволяет приблизительно на 30% снизить потери на трение в газораспределительном механизме.

Приблизительно через год в модельном ряду двигателей Opel должен появиться еще один турбодизель семейства ЕСОТЕС. Это будет мотор объемом 2,2 литра, оснащенный системой промежуточного охлаждения воздуха.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Караваном по ИрландииАвтомобили Vectra Caravan стали первыми моделями фирмы Opel, оснащенными рядом новейших средств для повышения пассивной безопасности. Кроме традиционных подушек безопасности для водителя и переднего пассажира, Vectra Caravan получила еще и боковой airbag, вмонтированный в спинку передних сидений: дополнительный воздушный мешок объемом в 12 литров предназначен для защиты пассажиров при боковом ударе.

Кроме этого, автомобиль оснащен пиротехническими устройствами натяжения ремней безопасности (при ударе о препятствие мгновенно «выбирается» слабина диагональной и поясной лямок), сиденьями со специальным, исключающим подныривание под поясную лямку ремня, профилем, разделительной сеткой между салоном и багажным отделением (относится к стандартному оборудованию моделей CD, CD Sport, CDX и предотвращает опасное смещение груза при фронтальных столкновениях и резком торможении), а также системой PRS (Pedal Release System), которая исключает травмирование ног и коленей водителя элементами педального узла при тяжелых фронтальных столкновениях.

ГЛАЗАМИ ВОДИТЕЛЯ

Поворот ключа — и салон наполняется тракторным стрекотанием. Рулевое колесо, рычаг коробки передач и педали отзываются сильной вибрацией. Дизель с непосредственным впрыском при первой встрече показал себя именно так. Ладно, думаю, тарахти и грейся. А я пока попробую побороться с запотевшими стеклами. Надавливаю пальцем на кнопку обогрева заднего стекла (желтый огонек рядом с джойстиком управления наружными зеркалами заднего вида сообщил, что параллельно начали подогреваться и зеркала). Изучив пиктограммы на вращающихся рукоятках, включаю режим рециркуляции, направляю поток на стекла и засекаю время. Продолжаю осматриваться.

Водительское кресло оснащено тремя регулировками: кроме двух традиционных, можно еще перемещаться по высоте. Что это дает? В крайнем нижнем положении кожух рулевой колонки перекрывает шкалу электронного одометра. Сидеть, однако, удобно. Но если хочется следить за километражом, можно приподняться, однако высокие водители довольно быстро ощутят соседство потолка — солнечный люк в крыше «съел» часть свободного пространства.

Караваном по ИрландииА что если поиграться с положением руля? Поиграться-то можно… Но вот добиться желаемого результата мне так и не удалось:
при привычной посадке, правильном положении рук на рулевом колесе и хорошей видимости контрольных приборов, пресловутый одометр все время оказывался в «мёртвой» зоне. Справа от стрелочной комбинации приборов расположился электронный дисплей. На нем высвечиваются наружная температура, время, дата и режимы работы музыкального центра, состоящего из FM-тюнера с системой RDS и однодискового CD-проигрывателя. Музыке в салоне вообще уделено серьезное внимание: наряду с изобилием акустических систем на ступице рулевого колеса обнаружились дублирующие кнопки управления звуком и диапазонами тюнера.

Управление световыми приборами осуществляется традиционной «опелевской» вращающейся рукояткой под левой рукой. Здесь же расположен и движок активации гидрокорректора фар. Блок подрулевых переключателей, форма рулевого колеса и расположение педального узла мне сразу показались удачными и не требующими привыкания.
Среди удобных и практичных мелочей отметим наличие режима «пауза» для заднего стеклоочистителя.

Ну, а что сзади? Спинка заднего сиденья складывается по частям (минимальный и максимальный объемы багажного отделения «каравана» составляют 460 и 1490 литров соответственно). Это, конечно, еще не микроавтобус, но пара больших велосипедов здесь поместится без проблем.

Чуть меньше четырех минут понадобилось системе вентиляции на борьбу с запотевшими стеклами, двигатель прогрелся и стал работать гораздо мягче.

Поехали. Уверенный старт, разгон. Vectra послушно встраивается в поток машин, и вот первые ездовые впечатления. С ростом оборотов вибрации практически полностью исчезают, и в машине становится тише.

Очень любопытна тяговая характеристика двигателя! Начиная с 1900 об/мин, мотор очень ровно, без провалов и всплесков раскручивается вплоть до 5000 об/мин. Характерной для турбомоторов «ступеньки» здесь нет вообще, и если бы не прорывающийся гул, то при интенсивном разгоне можно подумать, что под капотом стоит обыкновенный бензиновый моторчик объемом, эдак, литра в полтора. Разгонная динамика для семейного универсала вполне приличная, а хорошие тяговые возможности двигателя в зоне низких оборотов избавляют водителя от необходимости частого обращения к рычагу коробки передач. Обращаться к нему, кстати говоря, не хочется еще и по ряду эргономических причин — «хромает» четкость, а при включении второй и четвертой передач постоянно задеваешь локтем руку переднего пассажира.

Возможность прокатиться побыстрее организаторы презентации предоставили нам на следующий день, но все же «полигоном» служили дороги общего пользования. Но это полбеды. Дороги-то эти с левосторонним движением! К этому привыкнуть можно. Главное, при неожиданной встрече со встречной машиной, заставить себя уходить влево, а не вправо. А это не всегда просто. Представьте двухполосную (по узкой полосе в каждом направлении) дорогу, но без обочины: при встречных разъездах левое зеркало «стрижет» высоченные заросли непролазного бурьяна, растущего прямо у кромки асфальтового покрытия. А в населенных пунктах граница бурьян—асфальт дополнительно обозначена полутораметровой каменной кладкой, и, когда приходится разъезжаться с грузовиком или трактором, близость каменной стены очень неприятно щекочет нервы. Но и это не все. Когда заезжаешь по такой дороге в поворот… В самом коварном месте, на самом крутом изгибе и у самого пышного куста обязательно встретится стайка баранов или овец. Причем в силу своей бараньей психологии (или привычки?) на внезапное появление автомобиля эти животные не реагируют никак. Короче, прокатиться быстро я решился лишь в одном-единственном месте — по берегу озера.

С ростом скорости увеличивается реактивное действие на руле и одновременно падает чувствительность рулевого управления, и это — хорошо. На скоростной прямой и при быстром прохождении пологих поворотов Vectra Caravan показала хорошую курсовую устойчивость, но как только ровный участок сменился частыми пологими волнами и началась раскачка, возникли проблемы с подвеской. До определенного предела все вполне комфортно: волна «отрабатывается» и колебания гасятся без проблем, однако стоит поехать быстрее, и колебания уже становятся неприятными. Не очень понравилась работа подвески и при проезде жестких неровностей.

* * *

Первое знакомство, как правило, бывает очень коротким, и многие вопросы остаются открытыми. Насколько удобно использовать эту машину в качестве универсала? Как она поведет себя при полной загрузке? Насколько надежны тормоза?

Надеемся, что со временем нам все же удастся разобраться в нюансах.