Впервые экспертной группе Авторевю довелось одновременно испытывать три автомобиля-« одноклассника». Эти машины мы называли «малышками», оно и понятно: и Peugeot 106, и Opel Corsa, и Volkswagen Polo относятся к очень популярному в Европе «малому классу». Растет интерес к таким машинкам и у нас, а потому, рассудили мы, читателям будет любопытно узнать, кто же солировал в этом «трио мальчиков».

Правда, термин «одноклассники» хоть и верен, но все же известная натяжка здесь есть. Дело в том, что по понятным причинам нам было очень сложно подобрать в Москве все три машины в предельно близких комплектациях, и прежде всего это относится к рабочему объему двигателя.

Очаровательное триоТак, самым «заряженным» оказался новейший Volkswagen Polo с 1,6-литровым мотором. Opel Corsa имел двигатель объемом 1,4 литра. А самым скромным по этой части был Peugeot 106—с мотором объемом 1,1 л Кроме того, часто наличие более мощного двигателя предполагает применение в данной модификации других (или дополнительных) элементов подвески: стабилизаторов поперечной устойчивости, газонаполненных амортизаторов, пружин с измененными характеристиками.

Плюс к тому — на всех машинах были шины различной размерности. И если при сравнении трех «малышек» можно было, скажем, «отбросить» такую вещь, как уровень дополнительного оборудования салона и как бы привязаться к «стандартной», базовой комплектации, то в разговоре о ездовых впечатлениях сделать это было гораздо сложнее. Поэтому, говоря о результатах испытаний, эксперты задались целью не выявить приоритеты по абсолютным показателям (ведь и без теста ясно, что 1,6-литровый Polo окажется резвее 1,1-литрового Peugeot 106), а оценить сбалансированность автомобиля: удобство разгона, торможения, управления и т. д, то есть — оценить уровень «доведенности» машины, полагая, что если бы в нашем распоряжении оказались более «эквивалентные» образцы, то приоритеты остались бы теми же

СМОТРИНЫ

Очаровательное триоСначала хотелось сказать, что среди всех внешностью выделяется [b]Polo.[/b] Но ведь и Corsa категорически отличается от остальных, да и Peugeot 106 не похож на прочих. Каждый малыш очень своеобразен, индивидуален, неповторим.
И все же нам больше понравился Polo. Во-первых, это одновременно традиционный и современный дизайн VW, Polo ни с чем другим не спутаешь, разве что со старшим братом в семействе Volkswagen — моделью Golf. Во-вторых, именно этот автомобиль при своих скромных габаритах несет оттенок респектабельности. Кроме того, его плотно сбитое тело, этакий «кулачок», каким-то удивительным образом проявляет стремительность и утонченность. Не последнюю роль сыграл и цвет — в нашем случае темно-зеленый «металлик», что позволило машине выглядеть солидно и даже шикарно. Серьезный автомобиль.

Очаровательное триоOpel Corsa — совсем другое дело. Подчеркнуто современный, зализанный и округло-надутый… Выглядит Corsa стильно и очень дружелюбно. Игривость нашей машинки подчеркнута красно-желто-голубой раскраской слова «joy» (что означает — радость) на белом кузове. Веселый и кокетливым стиляга.

Очаровательное триоКрасненький [b]Peugeot 106[/b] в этой компании смотрится простоватым тружеником, правда, не лишенным деловитого шарма. Но, что очень важно, здесь, как и в случае с Polo, обеспечена прекрасная узнаваемость: глянь хоть спереди, хоть сзади, сразу скажешь — Peugeot! Самым современным дизайн не назовешь, да ведь и родился этот автомобиль на несколько лет раньше остальных. Но
в этих простых формах просматривается гармония и завершенность. Чувствуется, что за простотой скрывается функциональность, трудолюбие и, конечно же, отличная «порода». Все это вызывает в душе теплый отклик.

ВНУТРИ

В каждом интерьере — своя идеология.

Очаровательное трио[b]Polo[/b] — ну совсем как взрослый: черная панель, такая же обшивка сидений и дверей. Все продумано и функционально. Рабочее место водителя очень эргономично. Типично немецко-фольксвагеновское сиденье, которое поначалу кажется жестковатым, но через некоторое время в него «влипаешь» — и чувствуешь себя вполне комфортно: можно долго ехать, не меняя позы и не елозя. Диапазон регулировок достаточно широк, и в автомобильчике легко и удобно размещается даже водитель ростом 192 см. Щиток приборов вполне соответствует общему уровню.
Очень удобно и управление микроклиматом: это три вращающихся рукоятки (регулировка температуры, направление потоков и скорость вращения вентилятора). Рычажком переключается забор воздуха снаружи или изнутри. Интенсивность потоков достаточна, и в целом система вполне обеспечивает комфортные условия. При 8-градусном морозе мы не испытывали никаких неудобств.
Хорошо продуманы места для легких вещей, что особенно важно для маленького автомобильчика. «Бардачок», несколько полочек и большие карманы в дверях. А еще — редко встречающийся плоский контейнер под рулем для документов.

Очаровательное трио[b]Opel Corsa [/b]и внутри оказался веселеньким, прежде всего благодаря цветовому решению интерьера. Превалирует приятный, мягкий серый цвет. И вдруг — контрастный всплеск ядовито-синего с пестринкой в обшивке сидений и дверей. Смотрим дальше. Те же серые тона передней панели и, опять, — бац! — ярко-голубые, бросающиеся в глаза кружочки вокруг ручек системы управления микроклиматом. Еще раз — бац! — на щитке приборов голубые круги спидометра и двух других указателей. С непривычки режет глаз. Впрочем, и за неделю испытаний привыкнуть к этому не удалось.
Но на фоне этой несерьезности — прекрасная эргономика рабочего места. Удобное сиденье с тремя регулировками с более широкими, чем у Polo, диапазонами. Отлично ложащийся в руку рычаг переключения передач и восхитительный «бублик», за который так и хочется ухватиться! Единственное замечание — к расположению педалей в зажатом по ширине пространстве: иногда трудно перенести ногу с газа на тормоз.

Управление микроклиматом точно такое же, как на Polo — и столь же удобно. А эффективность системы превосходит фольксвагеновскую.
Мест и местечек для мелочей здесь также больше, чем на Polo, а главное — они удобнее. То есть автомобильчик небольшой, но в нем много «удобного места».

Очаровательное триоТеперь — [b]Peugeot 106. [/b]Sancta Simplicitas! Святая простота. Черная передняя панель, черная обивка сидений и дверей, а вот верхняя часть дверей — «чистый» металл, окрашенный в тот же красный цвет, что и вся машина снаружи.

Водительское сиденье имеет две регулировки, но их достаточно, чтобы выбрать удобную рабочую позу. Но не для всех. Диапазон регулировки по длине удовлетворит в полной мере только тех, кто ростом не более 185 см. Органы управления без претензий, но вполне удобны. А щиток приборов — вершина лаконичности.
Система организации микроклимата оказалась менее эффективной, чем на двух других машинах. И управлять ею не столь удобно. Меньше здесь и мест для мелких вещей.

ВМЕСТИМОСТЬ

Для маленьких автомобилей вопрос вместимости особенно важен. Ведь в нашей стране, в отличие от Западной Европы, такому автомобилю чаще всего будет отводиться роль единственного в семье (а не второго или третьего, как «там»), а потому он должен быть универсален и многофункционален.
Сразу же скажу: мы не могли предположить, что в эти «пупсики» можно впихнуть столько поклажи! Причем размещали мы багаж так, чтобы он не был выше задней полочки и полностью сохранялась задняя обзорность.
Все три автомобиля оказались очень близки по этому показателю, и речь может идти в основном об удобстве.

Очаровательное триоБагажник [b]Polo [/b]оказался самым глубоким благодаря применению узенькой «запаски-докатки», расположенной в нише под багажником. В некоторых случаях это позволяет более рационально скомпоновать багаж, экономя объем. Спинку и подушку заднего сиденья можно сложить по частям, что предполагает больше вариантов «совмещения» пассажиров и багажа. При разложенных задних сиденьях ограничивается диапазон ре-
гулировки переднего сиденья, и теперь удобно расположиться за рулем может водитель с ростом не более 185 см.
[b]
Opel Corsa [/b]имеет багажник удобной формы, но он не такой глубокий, какуРо1о. Зато запаска здесь полноразмерная. Спинка заднего сиденья складывается только целиком. А вмещается в автомобиль, грубо говоря, на одну 20-литровую канистру меньше. Но при разложенном заднем сиденье диапазон регулировки не ограничивается и «рост 192» устраивается на водительском месте без проблем.

Очаровательное триоТеперь — [b]Peugeot.[/b] Оказалось, что автомобиль вмещает больше, чем Corsa, и ровно столько же, сколько Polo. Но разложенное заднее сиденье заставляет потесниться водителя, и даже «рост 185» чувствует себя не совсем уютно. Зато спинка и подушка заднего сиденья могут быть сложены по частям, как у Polo.
Если же говорить о загрузке собственно багажника (без складывания задних сидений), то Corsa и Polo оказались равноценными, а
Peugeot не вместил в свое чрево один из предметов, побывавших в багажниках других машин.

НА ЗАДНЕМ СИДЕНЬЕ

Теперь о пассажирах на заднем сиденье. Здесь ситуация интересная.

[b]Polo[/b] по ширине вмещает лишь двоих, как и [b]Corsa[/b], а в [b]Peugeot [/b]усаживались, правда, без особых удобств, трое не слишком крупных пассажиров. По запасу пространства по длине на первом месте Opel Corsa: только в этой машине удалось более или менее нормально разместиться за водителем ростом 185 см. Ни Polo, ни Peugeot такой возможности не предоставляют. Но только Corsa заставляет наклонять головы рослых пассажиров на заднем сиденье.

В ДВИЖЕНИИ

Сначала речь пойдет о езде с частичной нагрузкой, когда спереди два человека. инамики — и сразу скажем, что понравились все машины. Но больше всего, пожалуй. VW Polo. (Не забывайте об оговорках в начале статьи: у Polo — самый «многолитровый» мотор.) Машина очень быстро набирает скорость, и при этом проявляет породистую плавность. Сохраняется динамичность и на высоких, более 100 км/ч, скоростях. Двигатель очень универсален, на любой вкус: его можно и «крутить», а можно и «внатяг» ехать.

[b]Opel,[/b] естественно (1,4 литра!), показался нам не столь резвым, но все равно очень хорош! Причем, похоже, еще более тяговит «на низах». Диапазон использования пятой передачи примерно тот же, но даже с 50 км/ч не чувствуется (в отличие от Polo) напряжения двигателя. Вот только с переключением передач проблемы — плохая избирательность, ватность, не чувствуется, включилась ли передача, и нет уверенности, что она — искомая.

Другой характер у [b]Peugeot.[/b] Если хотите быстро разгоняться, то смело крутите мотор, он это позволяет. И нам показалось, что 1,1 -литровый Peugeot может в разгоне не без успеха посоперничать со своими более мощными конкурентами. Но коробку передач, конечно же, приходится терзать чаще, хотя ехать просто и удобно. (Вот уж где было особенно жаль, что у нас не оказалось Peugeot 106 с моторчиком побольше, — «львенок», похоже, не дал бы себя Разогнались. Теперь — тормозить.

Все трое замедляются отлично, а нюансы связаны главным образом со сцепными свойствами шин. И удобство управления тормозами всех на хорошем уровне, только [b]Peugeot [/b]продемонстрировал недостаток реактивного действия на педали: как-то неудачно согласуется усилие и перемещение педали с замедлением. Однако к этому легко приспосабливаешься.

Очаровательное триоПри оценке управляемости каждый малыш вновь проявил свой собственный характер.

Очень стойкий — у [b]Polo[/b]: близкая к нейтральной поворачиваемость, удобная чувствительность позволяют прекрасно держать дорогу на высокой скорости и уверенно, не теряя устойчивости, заходить в крутые повороты. Есть даже что-то спортивное в поведении автомобиля, и он наверняка понравится водителям с претензиями. Но в экстремальном режиме, со скольжением, потребует точной работы рулем и газом.
На скользком (снег со льдом) покрытии Polo вновь проявил себя хорошо: он послушен рулю и адекватно реагирует на управление тягой в скользких крутых поворотах, сохраняя при этом курсовую устойчивость. А если в пологом скоростном повороте и возникает занос задней оси, то он очень плавный и легко корректируется.

[b]Opel[/b] понравился меньше. В штатных режимах нет проблем на любом покрытии. Все удобно и просто. А вот в предельных поворотах Corsa взбрыкивает. Особенно — на скользком покрытии. Сначала скользит передняя ось, а после корректирующих действий водителя резко и неожиданно возникает занос задней оси, требующий очень уж быстро крутить этот красивый руль. В этих режимах излишняя склонность к курсовым колебаниям очевидна.
На скоростной прямой Corsa требует подруливаний, но они не напрягают водителя.

[b]Peugeot [/b]нам понравился и в штатных режимах, и в экстремальных. Этот автомобиль стоит как влитой на скоростной прямой, никаких подруливаний! В предельных режимах не до статочная поворачиваемость и прекрасное реактивное действие рулевого управления позволяют надежно контролировать машину на любых покрытиях. А потеря курсовой устойчивости даже приятна для опытного водителя, настолько просто и естественно, типичными «переднеприводными» приемами контролируется занос.

Мы сошлись во мнении, что быстро ехать по извилистому шоссе со скользким покрытием на Peugeot проще и надежней, чем на Polo. Очень понравилось!

При оценке плавности хода приятно удивил Polo. Подвеска мягко проглатывает жесткие неровности типа выбоин, стыков и т. д. Но на пологих волнах кузов автомобиля чуть жестче, чем хотелось бы, повторяет профиль дороги. Это не вызывает неприятных ощущений и, в принципе, естественно для короткобазной машины. При происходит: амортизаторы исправно удерживают автомобиль.

Opel Corsa, пожалуй, несколько лучше ведет себя на пологих волнах, но вот жесткие неровности вызывают очень неприятные ощущения: удары передаются на руль, на пол и даже на сиденья. А если попадается гребенка, то вибрация на руле настолько велика, что мешает управлению.

Peugeot 106 стоит где-то посередке. Жесткие неровности не возбуждают рулевое колесо, но сильно ощущаются в салоне и озвучивают интерьер. А пологие волны преодолеваются очень хорошо, без больших вертикальных ускорений, но демпфируются недостаточно — есть небольшая раскачка.

О ШУМНОСТИ

«Солидный малыш» [b]Polo [/b]все же проявил ребяческую шумливость: его горячее сердце сопровождает свою энергичную работу эмоциональным звучанием. Этот меняющийся по тембру в зависимости от оборотов двигателя звук не назоилив, он кажется уместным и логичным, особо заметно проявляясь в форсированных режимах.

Очаровательное триоЗвуки мотора [b]Opel[/b] в меньшей степени тревожат слух: на них обращаешь внимание лишь при разгоне с полным дросселем с низких оборотов на высших передачах. Этот автомобиль — самый тихий из троицы, и тихий вообще.

Наиболее шумным оказался [b]Peugeot.[/b] Здесь движению аккомпанирует целый оркестр, ведущую партию в котором исполняет двигатель. К этому добавляется салоне, кузовные поскрипывания и даже посвистывание ветра в уплотнениях дверей. Но звуки эти не достигают критического уровня и вполне терпимы.

Для получения более полной картины мы провели оценку автомобилей в движении и с нагрузкой: 4 человека и около 15 кг в багажнике.

Очень важно, что качественно управляемость не изменилась ни у одного автомобиля! Характер поведения, а стало быть — и алгоритм управления, остались теми же: водителю не надо перестраиваться! Хотя для автомобилей такого класса можно было ожидать разительных перемен проявилось лишь в экстремальных режимах. Несколько увеличились запаздывания на управление при входе в поворот и увеличились фазы восстановления курсовой устойчивости — погашения заноса.

Что касается плавности хода, то все нагруженные автомобили этот показатель улучшили.

И, НАКОНЕЦ, ОБ ОБЗОРНОСТИ.

У[b] Polo [/b]— все в порядке, но при движении на высокой скорости забрызгивает грязью боковые стекла, что, помимо всего прочего, лишает возможности пользоваться наружными зеркалами.

[b]Opel[/b] — тоже хорош, но сильно развитая и далеко тойка в крутых поворотах и при проезде перекрестков заставляет вытягивать шею.

В[b] Peugeot[/b] насторожила не очень хорошая работа стеклоочистителей.

ЧТО В ИТОГЕ?

Все малышки хороши, и каждая — по-своему.

Нам же больше всего понравился Volkswagen Polo. На второй ступеньке расположились Opel Corsa и Peugeot 106, причем Corsa — чуть-чуть ближе к «чемпиону».
А вот и другой вывод. Все эти автомобили после некоторых мер по адаптации вполне пригодны для эксплуатации в России.
Главным же барьером к их широкой популярности остаются таможенные пошлины. Ведь система таможенных поборов нынче такова, что более привлекательными с точки зрения соотношения «чистой цены» и стоимости «растаможки» сделались машины более дорогие, среднего и большого классов. С «малышками» тяжелее: кто же захочет платить таможенникам сумму, приближающуюся к заводской цене новой машины?..

Впрочем, покупатели ищут и находят выгодные «обходные» пути, а иные, влюбившись в одну из таких машинок, готовы заплатить все сборы по полной программе. (Кстати, дилеры фирмы Opel поведали нам, что нынче автомобильчики Corsa пользуются спросом в качестве подарка любимым женщинам.)

По причине того, что многие продавцы предпочитают не афишировать свою систему растаможивания, а разговаривать с покупателями tete-a-tete.

Автомобили, проходящие тесты «АР», заправляются на бензоколонках фирмы «Илья Колеров и К3», нам крайне сложно сравнивать реальные российские цены на эти три машины. Можем лишь сказать, что заполучить каждую из них меньше чем за $10000 вам вряд ли удастся, а более точная информация — у дилеров.