Минивэны: прибавление в семействеМода в автомобильном мире переменчива. На то она и мода… Еще недавно все с ума сходили от универсалов (впрочем, и до сих пор сходят), а вот теперь все больше и больше внимания уделяют минивэнам. Немудрено, что и производители при таком раскладе зашевелились: чуть ли не на каждом автосалоне — минивэн-новинка, а то и несколько.

Пожалуй, самым интригующим проектом в этой круговерти стал немецкий альянс Volkswagen-Ford. Опередив на два месяца объявленные ранее сроки, в Португалии торжественно открылся завод по производству новейших минивэнов Volkswagen Sharan и Ford Galaxy.

ПОЧЕМУ ДРУЖАТ ВРАГИ?

Попробуем объяснить неожиданное для многих сотрудничество двух конкурентов (а Volkswagen и Ford of Europe соперничают практически в одних и тех же секторах рынка легковых автомобилей).

В то время, как производство минивэнов в Соединенных Штатах измеряется сотнями тысяч, в Европе эти цифры гораздо скромнее. С другой стороны, минивэн — штука серьезная, и на его разработку и подготовку к производству требуются гигантские деньги. Но при этом продажи составят несколько десятков тысяч в год. Поэтому выгоднее ускорить и удешевить разработку, скооперировавшись на этом поприще с другим мощным автопроизводителем. Так уже сделали, например, Peugeot и Fiat, и именно по такому пути пошли и немцы: Ford с проектом VX 62, a Volkswagen — с разработкой ЕА 305.

Они создали в 1991 году совместное предприятие AutoEuropa Automoveis Lda, после чего Ford взялся за поддигивку ириизводсша в городе Сетубаль, что в 50 километрах от Лиссабона, a Volkswagen — за разработку от «А» до «Я» самого автомобиля.
Заводик вышел мощный — на 180 тысяч автомобилей в год. А почему в Португалии? Вероятнее всего, из-за недорогой земли (потребовалось 200 тысяч квадратных метров территории), а главное — дешевой рабочей силы. К тому же 46 % процентов комплектующих — местного производства, что опять же хорошо скажется на цене готового минивэна.

ОДИНАКОВЫЕ ЛИЦА?

Машины, несмотря на «фирменную» ретушь фордовских и фольксвагеновских дизайнеров, получились похожими как две капли воды. Зато приятные глазу и весьма обтекаемые: коэффициент Сх=0,33 — отличный результат для автомобилей такого класса. Длина минивэна 4820 мм, ширина 1810 мм, высота 1730 (данные для VW, минивэн Galaxy чуточку меньше по всем измерениям, но база, конечно, одинаковая — 2835 мм).

Дизайнеры намеренно отказались от модных нынче сдвижных задних боковых дверей и сделали их распашными. Мотивировали они свое решение просто: уж слишком сдвижные двери напоминают развозной фургон, что далеко не каждому по вкусу.

С технической точки зрения оба автомобиля также практически идентичны — некоторые различия наблюдаются лишь в силовых агрегатах и КПП. С них и начнем.

МОТОРЫ

Ford анонсирует три двигателя. В качестве «стандарта» предусмотрен 2-литровый бензиновый мотор мощностью 115 л. с. Это — не новинка: двигатель устанавливается на модели Sierra и Scorpio аж с конца 1989 года. А с приходом в прошлом году нового Scorpio, двигатель перекочевал и на него. Кроме того, есть 1,9-литровый турбодизель с промежуточным охлаждением мощностью 90 л. с. Ford гордо умалчивает о его происхождении, и оно понятно: ведь это — хорошо известный агрегат производства Volkswagen Group. Наконец, для любителей езды с ветерком предлагается 174-сильный V-образный 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2,8 литра с той же «фольксвагеновской» родословной.

Со всеми двигателями агрегатируется новая 5-ступенчатая механическая КПП, а бензиновые версии могут оснащаться и 4-диапазонным «автоматом». В зависимости от двигателя и КПП максимальная скорость Galaxy колеблется от 177 до 204 км/ч.

С минивэном Volkswagen, как ни странно, сложнее. Дело в том, что до сей поры VW рекламировал только самую «заряженную» версию — с упомянутой выше V-образной «шестеркой». Но поскольку подобный автомобиль никак не может поставляться на рынок лишь с одним мотором, то придется другие двигатели «вычислять» самим.

Очевидно, что на Sharan будет устанавливаться 1,9-литровый турбодизель — все же «вагеновцы» разрабатывали машину под свои двигатели. А поскольку на встрече с журналистами в Женеве Фердинанд Пих прямо заявил, что Volkswagen будет использовать только свои силовые установки, то нетрудно подыскать двойника и 2-литровому фордовско-му мотору: им станет 115-сильный двигатель, который устанавливается на все пассажирские модели, кроме Polo и Caravelle. Круг замкнулся. При этом динамические и эксплуатационные параметры двух машин отличаться будут незначительно.

КОНСТРУКЦИЯ

Минивэны: прибавление в семействеПодвеска всех колес — независимая. (Пока этим может похвастаться только минивэн Honda Shuttle). Спереди — стойки McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости, собранные на отдельном подрамнике; сзади — продольные рычаги и пружины с витками переменного диаметра на трубчатом подрамнике.

Рулевое управление — шестерня-рейка с гидравлическим усилителем в качестве стандартного оснащения. Тормоза на всех колесах — дисковые (передние диски вентилируемые), а по заказу (на самой мощной модификации это «стандарт») устанавливается 4-канальная АБС.
Кроме того, вариант с 2,8-литровым двигателем имеет систему traction control, а круиз-контроль устанавливается за дополнительную плату.

Минивэны: прибавление в семействеОснащение салона под стать серьезному автомобилю среднего класса. Не будем перечислять все особенности, но отметим, что в самых дорогих исполнениях салон отделывается натуральной кожей или высококачественным велюром, обшивается кожей руль, устанавливается бортовой компьютер с многофункциональным дисплеем и т. д.

Грузоподъемность машины — 700 кг, а еще можно перевозить прицеп грузоподъемностью до 2 тонн.

ТРЕТЬИМ БУДЕШЬ?

Белым пятном во всей этой истории остается только SEAT. Точнее, SEAT Alhambra — третий минивэн, который также планируется выпускать в Сетубале.
Дебют «испанца» состоялся на мартовском автосалоне в Женеве, а до этого о новинке не было ни слуху, ни духу (прекрасный, кстати, образчик маскировки фирмами своих новинок до назначенного часа). А неясность здесь следующая.

Поскольку Ford и VW владеют совместным предприятием на равных правах, то и выпускаемые автомобили будут делиться поровну. Соответственно, VW должен либо урезать свою долю, чтобы досталось испанцам, либо искать другие решения. Хотя, по большому счету, прибыль все равно пойдет в один карман — SEAT ведь входит в Volkswagen Group.

Минивэны: прибавление в семействеКстати, в Женеве Alhambra числился кон-цепт-каром, хотя концептуального в нем кот наплакал. Фактически, Alhambra — тот же Sharan (или, если хотите, Galaxy), только, как утверждает SEAT, «со специально разработанными для испанского рынка интерьером и экстерьером». Громко сказано, ибо внешние различия заключаются главным образом в световых приборах, иной фалыпрадиаторной решетке да в фирменной эмблеме на передке. А во внутренней отделке наверняка изменятся только материалы и их расцветка.

И все же ожидается, что цена автомобиля будет существенно ниже, чем у немецких собратьев. Для Южной Европы (а основной удар Alhambra, вероятно, нанесет по рынкам Испании и Португалии) это очень важно, поскольку для небогатых южан более актуален не фирменный лозунг VW «знаешь, что имеешь», а то, что «знаешь, сколько платишь».

Двигателей предполагается устанавливать два: 90-сильный турбодизель и бензиновый агрегат мощностью 115 л. с. производства VW (SEAT давно устанавливает этот двигатель на модели Ibiza, Cordoba и Toledo).

ЧТО ДАЛЬШЕ?

А чем дальше, тем интереснее.

Специалисты пророчат увеличение европейского рынка минивэнов до 400—500 тысяч машин в год, и все ведущие автопроизводители хотят быть к этому готовы.

Тот же Ford обещает запустить полноприводную версию Galaxy. Само собой, и Sharan не останется в стороне. На подходе мерседесовский вэн Viano, по этому же пути идут Audi и Volvo, подтвердились слухи о выпуске в следующем году минивэна Opel, Renault через год-два заменит Espace и предложит минивэн на базе следующего поколения модели 19…

В общем, битва за покупателя будет жесткой.
Впрочем, все можно решить куда проще — надо лишь сменить моду…