Меч короля АртураСегодня купить новый Excalibur так же сложно, как установить мировой рекорд по прыжкам в высоту. В Милуоки, штат Висконсин, где расположена компания Excalibur Automobile Corp., выпускается не более сотни машин в год, и все они тут же расходятся по старым клиентам и частным коллекциям.

Поэтому, даже придя на фирму с очень большими деньгами («Хочу автомобиль, плачу налом!»), можно получить от ворот поворот — придется ждать в порядке общей очереди. В лучшем случае удастся купить подержанную машину на каком-нибудь аукционе. Ничего не поделаешь, одно название чего стоит — Excalibur, меч короля Артура!

Ныне автомобили Excalibur знают не только в США, их почитают во всем мире. А начиналась история этой марки более 30 лет назад с рисунка на обычной ресторанной салфетке..

MERCEBAKER

Меч короля АртураОднажды компания Stude-baker, в начале 60-х еще державшаяся на плаву, заказала дизайнеру и техническому консультанту Бруксу Стивенсу проект шоу-кара для Нью-Йоркского автосалона 1964 года. Маркетинговые политики фирмы хотели получить экстравагантный шоу-стоппер для привлечения публики к своей экспозиции. Именно эту задачу и пытался решить Стивенс за ужином в ресторане, набрасывая на салфетке эскиз будущего шедевра.

Перебирая возможные варианты конструкции машины, Стивенс припомнил, что в конце 20-х Studebaker импортировал в Штаты автомобили Mercedes. Тут же родилась идея построить искомый автомобиль на шасси модели Studebaker Avanti, взяв в качестве прообраза кузова знаменитый Mercedes SSK, на котором Рудольф Караччиола в конце двадцатых—начале тридцатых годов устанавливал на европейских гонках рекорд за рекордом. За названием дело тоже не стало — «составное» имя Mercebaker подошло как нельзя лучше.

Прототип построили ударными темпами всего за восемь недель, закончив работы за три ночи до мотор-шоу. Машину спешно отправили в Нью-Йорк, в выставочный центр Coliseum. Однако, как только Mercebaker занял достойное место, Стивенс получил от своего патрона удар ниже пояса — Studebaker объявил о прекращении производства в США. Компании теперь не было дела ни до автомобилей, ни, тем более, до концепт-каров.

Получалось, что двухмесячная работа летела псу под хвост, a Mercebaker должен был отправиться на свалку автомобильной истории. Но не тут-то было. Отфутболенный Стивенс на семейном совете со своими сыновьями (и активными помощниками) Дэвидом и Стивом решил выставить автомобиль в Нью-Йорке любой ценой.

А чтобы окончательно разрубить гордиев узел свалившихся проблем, решено было «привлечь» меч короля Артура — назвать автомобиль именем Excalibur. Кстати, имя это выбрали не случайно: именно так назывались неплохие спортивные автомобили, которые строил Брукс в 50-х годах.

Меч короля АртураСразу же после дебюта машины объявилось два покупателя — оба предложили за нее по 6000 долларов, деньги по тем временам немалые. Один из них торговал автомобилями Porsche в Калифорнии, а второй оказался дилером Chevrolet из Нью-Йорка.

Последний, кроме всего прочего, поинтересовался, почему бы Бруксу не использовать для своих автомобилей двигатели Chevrolet. На это находчивый Стивенс предложил тому… заняться поставкой таких моторов. (С тех пор почти все автомобили с маркой Excalibur оснащаются силовыми агрегатами General Motors.)

С двигателями проблем не было, зато возник вопрос с финансированием проекта. За три дня до Рождества в Wall Street Journal появилась реклама, описывающая новое предприятие. Трудно поверить, но за неделю новоиспеченный автопроизводитель получил свыше 400 заявок на машину!

Мало того, 25 человек оплатили депозит в размере 1000 долларов. Еще 15000 «зеленых» Брукс взял в банке, и с капиталом в сорок тысяч на свет появилось новое предприятие. Двумя годами позже компания переехала на свое нынешнее место пребывания — в Вест Эллис, где и разместилось производство машин.

С 1964 года изготовлено немногим более 3500 машин. Большинство из них осело в частных коллекциях преуспевающих людей на Западе. Поэтому нетрудно понять наш восторг, когда предоставилась возможность попробовать Excalibur Roadster Heritage на ходу.

Поскольку автомобиль этот сверхнеобычный, мы не стали навешивать на машину измерительную аппаратуру, не занимались замерами динамики и расхода топлива, не стали оценивать устойчивость и управляемость подопытного в предельных поворотах. И наш обычный АР-тест уступил место неспешным поездкам по городу и размышлениям о том, кому и зачем нужен такой автомобиль.

С ВЕТЕРКОМ

Меч короля АртураИтак, белоснежный Excalibur Roadster Heritage. Красота необыкновенная. Прообразом для этой машины послужил Mercedes 500/540К тридцатых годов, признанный одним из самых красивых из всех когда-либо созданных автомобилей.

Под капотом, как и у других автомобилей Excalibur, V-образная «восьмерка» General Motors рабочим объемом 5733 куб. см и мощностью 350 л. с., позаимствованная у «спортсмена» Chevrolet Corvette. Коробка передач 4-ступен-чатая, автоматическая.

Подвеска спереди пружинная, сзади — рессорная. Дисковые тормоза на передних колесах и барабанные — на задних. Вся механика собрана на здоровенной раме из труб прямоугольного сечения. На это шасси навешен кузов, выполненный частично из металла, частично из пластика. Масса машины около 1800 кг.

В оборудование салона входят кондиционер, аудиосистема, электроприводы регулировок сидений (в том числе и по высоте).

Облазив машину вдоль и поперек, прыгаем внутрь. «Прыгаем» — это мы, конечно, погорячились: в машине очень тесно! Особенно несладко придется рослым людям: даже при полностью опущенном вниз и отодвинутом назад сиденье руль оказывается очень близко к водителю, в то время как педали находятся на «правильном» расстоянии. Но больше всего беспокоит недостаток места по ширине — левый локоть постоянно упирается в дверь.

Меч короля АртураОбзорность вперед, несмотря на гигантский капот и огромные крылья, оказалась приемлемой. А вот назад можно смотреть только через салонное зеркало заднего вида: наружные зеркала перекрыты стойками лобового стекла.

Динамика автомобиля впечатляет — там, где было нужно, мы всегда оказывались первыми. Коробка-автомат, конечно, задумчива — как и положено «американцу». Озадачили тормоза. Нет, замедление вполне приличное, но вот дозировать его мы так и не научились. Дело в том, что сначала педаль тормоза «вырабатывает» большой свободный ход, а затем резко наступает рабочий ход, который «укладывается» буквально в один сантиметр. Трудно приспособиться. Так мы и ездили, нередко клюя носом при торможении.

Зато управляемость оказалась лучше, чем можно было ожидать от такого сооружения. Главный недостаток здесь — типичный американский гидроусилитель без какого-либо намека на реактивное действие. Тем не менее, на скоростях до 100 км/ч автомобиль великолепно держит прямую. Зато после этого рубежа Excalibur начинает «плавать» — приходится постоянно подруливать, и делать это довольно сложно опять же из-за неинформативного усилителя.

Интересно проходить повороты. Приходится «брать» их с запасом, помня о длинной базе. Впрочем, делать это несложно, поскольку водитель сидит далеко сзади. Поначалу ездить быстро в поворотах не хочется, однако, решившись на более резвые маневры, мы поняли, что и они не возбраняются — ни пугающих запаздываний, ни больших кренов не возникает.

О плавности хода можно сказать, что Excalibur напоминает корабль, плывущий по волнам. Мелкие неровности великолепно проглатывают покрышки Multi-Mile Radial XL размерностью 215/75 R15. Правда, иногда — на очень больших кочках — создается впечатление, что мощное шасси и навешенный на него легкий кузов живут отдельной жизнью, и воспринимают ямы и кочки вразнобой, как кому вздумается. К тому же на больших пологих волнах автомобиль начинает раскачиваться, и иногда возникает опасность зацепить дорогу картером двигателя.

Отметим еще, что даже на высоких скоростях шум ветра не заглушает остальные звуки, оставаясь на приемлемом уровне.

И все же любые технические характеристики меркнут перед обычными человеческими эмоциями! Ведь Excalibur — это автомобиль настроения, автомобиль финансового благополучия, автомобиль престижа.

В МАССЫ!

Меч короля АртураКак реагировали на наш автомобиль москвичи? Творилось невероятное. Всяк проезжающий мимо едва не сворачивал себе шею, разглядывая Excalibur со всех сторон. Нам сигналили, нам что-то кричали и выражали жестами свое восхищение, нам просто улыбались.

Иные крутились вокруг нас на своих «девятках», словно пчелы возле улья, пытаясь рассмотреть получше белого красавца. Больше всего в эти моменты мы боялись, как бы не было аварий. Интересно, подозревал ли хоть кто-нибудь, что под обводами элегантного кузова скрываются современные агрегаты?

Старики, так нервно реагирующие на проносящиеся BMW, Chevrolet и иже с ними, разве что не снимали перед нами шляпы (не иначе, молодость вспоминали). «Новые русские» горели желанием потягаться со «старичком», но 350 сил под капотом никому не оставили даже надежд на победу. Молодые мамаши спешили показать диковинку своим малышам. Гаишники брали под козырек, либо в удивлении разводили руками. А уж девчонки… В общем, надо было быть слепым, чтобы не заметить такой автомобиль.

Удивляться, впрочем, не стоит. Это нормальная реакция нормальных людей на автомобиль, который суждено увидеть может быть раз или два в жизни. Интересно, а кому нужна такая машина?

ПРЕСТИЖ — ДЕЛО ТОНКОЕ

Считается, что в современном обществе имидж человека складывается из грех основных элементов: из того, как человек одевается, где он живет и на каком автомобиле ездит. Поэтому автомобиль давно уже перестал быть только роскошью и (или) средством передвижения.

Ныне это элемент социального престижа, который отражает не только уровень благосостояния, но и уровень эстетических запросов человека. И в России, только начинающей познавать все прелести и беды повальной автомобилизации, это проявляется особенно ярко, хотя, конечно, со своей спецификой.

Каждая вторая иномарка — это Mercedes, BMW, Volvo или Saab. Такими машинами уже никого не удивишь. При этом уровень эстетических запросов у нас не поднимается выше дорогого серийного автомобиля — например, мало кто согласится выложить круглую сумму за настоящий раритет 50-летней давности или за экзотический репликар. При этом единственный дорогой автомобиль используется и для поездок на работу, и для вечерних прогулок, и для вояжей за город.

Правда, в столице уже появляются «ячейки общества», которые имеют автомобиль для главы семьи (среднеразмерные BMW, Mercedes или Volvo), автомобиль для жены (например, Volkswagen Golf, Mitsubishi Colt или Opel Corsa), автомобиль для всей семьи (микроавтобус или вместительный внедорожник) и автомобиль «выходного дня» (родстер или купе).

Последние предназначены только для одного — получить удовольствие самому, а еще насладиться реакцией окружающих. Именно этой цели и может послужить Excalibur или ему подобные репликары. Пронестить на таком авто по Кутузовскому или нарисоваться перед клубом Up&Down… Это, конечно, дорогого стоит.

И поэтому, ставя точку в рассказе про Excalibur Heritage, мы сравним его с шикарным выходным костюмом для светских приемов или для свадебной церемонии. Между прочим, автомобили Excalibur сегодня имеют в своих гаражах Фрэнк Синатра, Тони Куртис, Ширли Джоунс, Пол Харви, Брюс Виллис. Не так давно к этой компании присоединился король Испании Хуан Карлос.

***

Конечно, репликары — не единственный вариант автомобиля «не как у всех». Повальным увлечением в последнее десятилетие стаии «автомобили из коробки». Так иногда именуют наборы комплектующих, из которых надо самому, словно из конструктора, собрать автомобиль.

Еще эти машины называют кит-карами (от английского kit — «набор»). Понятное дело, что начинка здесь самая современная (как и у реплика-ров, она заимствуется от серийных машин), а вот форма кузова обычно «подсматривается» у знаменитых автомобилей прошлого либо у дрим-каров дня сегодняшнего.